Как доехать до Васисса?
Совсем невесело
Экстремалы, решая в поисках адреналина окунуться на своих внедорожниках и квадроциклах в бездорожье севера области, задают иногда вопрос:
– Где в Тарском районе есть места поживописнее и дорога потруднее?
– Да грязи у нас везде хватает, – отвечаешь им, – но рекомендую дорогу областного значения Тара – Васисс. Поездку в это село вы не забудете, даже если не доедете…
Что ж, ради забавы можно разок побуксовать, искупать свое авто в грязи, потолкать, пофотографироваться – впечатлений хватит на всю жизнь. А вот жителям Михайловки, Киксов и Васисса не до забав. Для них это – связь с цивилизацией. В поселении нет ни банка, ни банкомата. Кто-то записался в тарскую больницу на прием к врачу, а кому-то нужно съездить туда на гемодиализ. Скорую помощь дождешься нескоро. Привозящий продукты ГАЗ-66, бывает, неделями не может пробраться сквозь грязевые топи. А, чтобы сдать ЕГЭ, школьникам нужно за сутки уезжать и где-то в Таре ночевать…
Есть еще окружная дорога, но через Мартюшево до Тары – 65 км, а через Имшегал, Атирку, Пологрудово – 110. Беда в том, что дальний путь не намного лучше прямого.
Обещаний было много
Если быть точным, экстремалов впечатлят лишь последние 10 км 35-километрового участка Мартюшево – Васисс. Начало пути, от свертка на Егоровку, более-менее проезжее: там в середине 90-х шло строительство. Экс-губернатор Полежаев даже обещал васиссцам приехать к ним в ближайшее время по асфальту на «Волге». Нет-нет да и вновь перескажет кто-нибудь из местных тот забавный эпизод.
Потом был «черный вторник» 1998-го… Тем не менее, в начале 2000-х на севере области строились и дороги, и Самсоновский мост, во многом благодаря усилиям начальника «Омскавтодора», депутата Заксобрания по Тарскому округу Владислава Вигилянского, ставшего в 1997 году почетным гражданином Тары. Кстати, как вспоминают дорожники, Владислав Александрович всегда повторял, что делают они не дороги, а лишь проезд до населенных пунктов.
Повторно запустить строительство большака на Васисс, сделать хотя бы приличную грунтовку, то есть обеспечить тот самый проезд, во второй половине нулевых пытался замгубернатора Александр Луппов. Но Александр Михайлович покинул этот мир в 2009 году, и без него стройка заглохла.
Дорогу украли?
На проезжем участке Васисской дороги, где мы побывали в середине лета, есть отрезок в несколько километров, который бульдозеры и грейдеры во время стройки почему-то обошли стороной. Миновав его по лужам и колеям, мы вновь поднимаемся на высокую сухую насыпь, под колесами – твердая почва, точнее, щебенка.
– Прошло уже 10 лет, – рассказывает свидетель той стройки Виктор Туркин, – для любых машин этот участок всегда проезжий. Мы смеемся, мол, это велосипедная трасса для медведей. Строила ее организация из Омска. Я тогда спросил их, почему они не стали продолжать, а начали с середины. Мне ответили, что подряд у них с такого-то километра, так как до него по документам дорога уже сделана. Я обращался в прошлом году в ОНФ, но мне было сказано, что из-за срока давности к ответственности никого не привлечешь.
Неужели опять украли, на этот раз дорогу? Несмотря на давность, работники ДРСУ-5 прекрасно помнят тот конкурс, который выиграли омичи. Вторая очередь проекта предполагала начало строительства с 15-го километра, а чиновники, объявляя аукцион, не учли, что в 90-е из-за всяких передряг еще не была завершена первая очередь. Более того, грунтовку дальше решили не строить, а выделенные деньги освоили меньшими усилиями – потратили их на щебень, которым засыпали короткий участок.
Трубы и выборы
«Велотрасса для медведей» через три км закончилась. Мы движемся дальше. Дождей давно нет, да еще недавно прошел грейдер. Дорога местами даже сухая, но отдельные участки заставляют волноваться. Они преодолимы уазиками и «Нивами», «паркетникам» сложнее: все зависит от водительского мастерства. Ну а на всяких иномарках с низкой посадкой в эти лужи лучше не соваться. Виктор везет нас показать три трубы, которые дорожники положили в феврале прошлого года, за месяц до выборов президента страны:
– Видимо, выделили деньги, чтобы хоть чем-то обнадежить избирателей, и безо всякой подготовки среди зимы ДРСУ решило положить трубы вот тут, вот тут и вот тут. Одна из них работает, а с другой они метров на сто промахнулись…
Действительно, по первой трубе, что на 18-м километре от свертка, вода течет, чего не скажешь о второй и третьей (20 и 21-й км). Зато неподалеку от них – целые озера, разлившиеся на всю обочину и половину дороги.
– Вот здесь в мае сидела мартюшевская пожарка, – продолжает наш гид по бездорожью, – она спешила тушить дом в Михайловке, но не доехала. Там все сгорело. А ее сумели вытянуть с горем пополам только через 12 часов, пригнав сюда К-700. Тут рядом – гать, которую васисские мужики сами делали, причем уже неоднократно. А потом ее дорожная служба засыпала глиной и стало только хуже…
По словам же работников ДРСУ, это была плановая замена старых бетонных труб на металлические в рамках содержания дорог, и она просто совпала с выборами.
Дорожники поневоле
Уставшие от безвыходности местные жители, собравшись вместе, ремонтируют дорогу своими руками. Последний раз они делали гать, настил из бревен на топком участке, в начале июня. У одного есть газик, у другого – «Беларус», третий пригнал «дэтушку» или грейдер прицепной, кто-то поделился своим лесом, полученным на строительство или дрова. Ни местная, ни районная власть не помощники васисским мужикам. Потратить из своего дорожного фонда хотя бы рубль на дорогу областного значения уже нецелевое использование средств. Тогда чья это цель?
Вот статья «ТП» пятилетней давности «Дорогие дороги», в которой бывший руководитель ДРСУ-5 Леонид Ершов, по сути, объясняет, почему Васисская дорога «побеждает в конкурсах»: «Мы делаем заявки на все дороги, а какая из них важнее, решает министерство. Например, дорога Мартюшево – Васисс соединяет с городом всего один населенный пункт. Поэтому сейчас приоритет отдается другой дороге, Пологрудово – Васисс, проходящей по территории четырех поселений, где проживает 4 тысячи жителей. Отвлекать какие-то деньги на первую не имеет смысла. Иначе обе станут непроезжими».
Самое печальное, что и до Пологрудово часто не доехать. И вновь прошлой весной, раз у ДРСУ нет денег, ремонт участка той дороги между Самсоново и Крапивкой стал делом рук самих проезжающих. Засыпать гиблое место на областной дороге битым кирпичом пытались пологрудовские и атирские предприниматели.
Все беды от безденежья
Кто же конкретно отвечает за дороги, или, по-русски говоря, кто виноват? Об этом мы спросили руководителя АО «ДРСУ-5» Сергея Редькина.
– Раньше областное управление дорожного хозяйства заключало с нами договор на содержание дорог, – пояснил Сергей Петрович, – тогда мы действительно за них отвечали, могли перебросить финансирование с одной дороги на другую, конечно, согласовав с заказчиком наше решение. Раньше мы наряду с другими организациями сами участвовали в аукционах, а с этого года – только один «Омскавтодор», который нам платит за конкретные виды работ. Мы сейчас обыкновенные подрядчики. Теперь каждый месяц защищаем план-задание, каждый пункт которого проверяет представитель из Омска. И не только ремонт, но и содержание дорог финансируется по принципу целевой направленности. Лишнюю копейку никто не дает. И мы из минимума имеющихся средств пытаемся привести наши дороги в проезжее состояние. А их, регионального и межмуниципального значения, в Тарском районе 600 километров, половина – грунтовые, плюс мост через Иртыш и 22 моста через малые реки, почти 400 труб…
Сетуют дорожные строители на дорожных «ломателей» – большегрузы, число которым теперь легион. Трасса Омск –
Тара была построена в 1960-е годы, когда еще «КамАЗов» не было. Исходя из тех нагрузок, делалось основание существующих ныне дорог. Раньше только леспромхозы вели лесозаготовки, они прокладывали свои пути и пилили-возили только зимой, сейчас на лесе зарабатывают все кому не лень в любое время года. Сломали систему нефтебаз – теперь газпромовские бензовозы ломают дороги.
Удивительно, но работники ДРСУ вспоминают добрым словом лихие 90-е. Тогда был специальный дорожный фонд, которым распоряжался «Омскавтодор», а потом этот фонд растворили в областном бюджете, денег стало меньше, а после ухода «Сибнефти» строительство новых дорог прекратилось, и не только на севере, а по всему региону. Масштабы ремонтов заметно сократились (лишь последние три года пошло по нарастающей), к минимуму свелось и содержание.
Для каждого вида дорог существуют усредненные нормативы на содержание, согласно которым на 1 км трассы с асфальтом должно выделяться 300-400 тысяч рублей, а а грунтовки – примерно 150 тысяч. Теперь немного арифметики: умножим последнюю цифру на 35 верст дороги Мартюшево – Васисс, получим более 5 млн рублей. Столько необходимо. А по факту на региональные дороги (федеральные, конечно, лучше финансируются), по словам руководства ДРСУ-5, дают 10-15% от норматива, то есть вместо каждых 10 рублей лишь рубль.
Таким образом, все вложения в Васисскую дорогу после 2009 года ограничивались только содержанием и теми 10% от норматива, как и другие областные дороги района.
В конце списка
Вопрос о возобновлении дорожного строительства в Заиртышье еще весной мы задавали руководителю областного Минстроя Антону Заеву во время его визита в Тару. Тогда он сказал, что в регионе всего 36% дорог, соответствующих нормативам, и средства выделяются в соответствии с приоритетами. Главный критерий – интенсивность движения транспорта. С этим нельзя не согласиться. Судя по всему, очередь до худшей дороги в России дойдет еще не скоро. Но если ремонт трассы Омск – Тара нужен для комфорта передвижения, то в случае с Васиссом – для наличия проезда. Да, для постройки туда асфальтированной дороги нужен миллиард, щебеночной – его половина, грунтовой – миллионов 150. Однако, чтобы победить пару гиблых мест, надо на порядок меньше. Зато люди не станут покидать тот уголок, отвоеванный их предками у тайги, из-за бездорожья.
Фото из открытых интернет-источников
Автор: Сергей Алферов