Последнее письмо

Отцу Марии Платоновны ЧЕРЕДОВОЙ (Гатальской) довелось пройти две войны – гражданскую и Великую Отечественную. С первой вернулся домой с ранением, со второй семья так и не получила ни вестей, ни похоронки и продолжала ждать фронтовика домой еще несколько лет после окончания войны.

Истории Победы

     Мария Платоновна родилась в Белоруссии и была вторым ребенком в семье Гатальских. В ее памяти остался рубец на груди отца – его он получил в боях на гражданской войне, куда ушел добровольцем. Тогда пуля прошла навылет, но 18-летний Платон Денисович долго лежал в госпитале. Семья уже считала его погибшим, однако после выздоровления он вернулся домой. 

    В 1938 году Платона Гатальского - выпускника духовной семинарии отправили в Казахстан осваивать плодородные земли. Для получения опыта он неоднократно ездил в командировки в Москву и Саратов, откуда всегда привозил жене, дочке и сыну гостинцы и наряды. Помнит Мария Платоновна подаренную отцом папой шубку и сапожки. Отец был в колхозе уважаемым человеком – он проводил лесопосадки, разбивал яблоневые сады в Киалинском зерносовхозе. Как ценный специалист имел бронь и мог остаться в тылу, но в августе 1941 года Платон Гатальский вновь добровольцем идет на фронт. В письмах с передовой просит родных беречь друг друга и помогать, периодически высылает деньги на покупку детям тетрадок. В одной из весточек рассказывает, как 13 октября 42-го под ним осколком снаряда убило лошадь. В этот же год связь с отцом прерывается. 

    Только в 1943-м семья узнает, что Платон Денисович попал в плен и концлагерь. Его спасли родные места Белоруссии, где находился лагерь: в одну из ночей, когда немцы гнали пленных в Германию, Гатальскому удалось сбежать. Зная местность, он добрался до передовой, до своих. Но на войне к пленным особое отношение. Так он попал в штрафроту и уже теперь на грани смерти в каждом бою доказывал свою преданность Родине не командиром батареи, кем был ранее, а рядовым красноармейцем.
    В последнем письме, бережно хранящимся в семейном фотоальбоме потомков, фронтовик просит жену перешить его тулуп себе на полушубок, сменять быка на стельную корову. Пишет, что одежда и хозяйство – дело наживное, вернется он с фронта и будет достаток. Благодарит дочь за открытку, а сына просит бросить баловство и хорошо учиться, чтобы стать грамотным человеком. Письмо на двух листах фронтовик писал три дня, с 12 по 14 октября 1944 года, в местечке Ромиттен на юго-западной окраине Восточной Пруссии. А спустя 10 дней Платон Гатальский вступил в смертельный бой с врагом в составе Витебской 88-й стрелковой краснознаменной дивизии. Долгие годы семья не могла поверить
в то, что человек, вынесший ранение в грудь, плен, штрафроту мог погибнуть. 

- Мы ждали отца до 1947 года, - рассказывает Мария Платоновна. – Встречали на станции все проходящие поезда. Не ко всем вагонам нас подпускали - некоторые составы везли пленных на Колыму. А потом нас выселили из бараков, так как отец не вернулся, и пришлось ехать в Тару, к деду. Была надежда, что отец у него, но она не сбылась.

    В тяжелое послевоенное время Марии Гатальской с 14 лет пришлось трудиться наравне со взрослыми. Вместе с матерью она работала свинаркой на ферме д. Зыряново (Ложниковское поселение). Нагрузку несли немалую – по
30 голов, которых нужно было кормить и выгонять пастись в поле.

- Помню, как-то пасла свиней у болота, - продолжает моя собеседница, - они там роются и так аппетитно едят какие-то белые корешки. Решила тоже попробовать их на вкус. Вырвала с земли, промыла в болотной воде,
действительно, сладкие... Голодно было. До сих пор не знаю, как мы выжили в послевоенные годы.

    В 17 лет Маруся уже трудилась дояркой. Поголовье насчитывало от 15 до 20 голов. Молодая работница доила коров, носила сено, колодезную воду, убирала навоз, сама принимала телят. Летом приходилось трижды ходить на отгон, находящийся в 8 км от деревни. Если доярка выполняла план и сохраняла молодняк, то в конце года получала премию в виде теленка. Так в подворье Гатальских стала появляться скотина. Ежегодно со своего хозяйства семья сдавала государству 300 литров молока, излишки шли на продажу. Поддержкой стало и то, что передовиков производства колхоз отмечал денежными премиями. Мария Платоновна всю жизнь проработала в колхозе, хотя отец очень хотел, чтобы дочь стала врачом. Его мечта реализовалась во внучке Светлане и правнуке Владимире, которые сегодня трудятся в Тарской больнице. 

    Фото Евгения Захарова


Автор: Ирина Краснова
7 мая 2020
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей