Отец Николай: «Видеть в каждом человеке Христа»

В прошлом году исполнилось 10 лет с момента освящения церкви Архистратига Михаила в селе Ермаковка. Накануне Рождества мы встретились с ее настоятелем - отцом Николаем - и побеседовали о вере, человеческой судьбе и существовании сельского храма.

Пути Господни неисповедимы 

     Когда в начале 90-х годов Николай Генсицкий – гражданин Украины, получившей независимость, работал в Польше, он и подумать не мог, что когда-то станет сельским батюшкой в Сибири. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. В наш край его привела смерть тестя, который при жизни работал священником в Омско-Тарской епархии, рука об руку с митрополитом Феодосием. Вместе с супругой Николай приехал на похороны, да так и остался здесь, приняв решение пойти по стопам родственника.

– Разговоры о том, чтобы я пошел учиться на священника, в семье велись уже давно, но прямого влияния тестя не было. Он давал мне понять, что если я все же приму такое решение, то дороги назад у меня не будет. Это крест на всю жизнь.

     Надо сказать, что зерна этих бесед упали в благодатную почву. Николай рос в верующей семье и никогда не сомневался в существовании Бога. 

– Фанатиком я никогда не был, но Новый год отметил один раз. Потом получил от мамы нагоняй и с тех пор праздновал только Рождество, – улыбаясь, рассказывает нам отец Николай. 

     После окончания духовного училища он служил в Никольском казачьем соборе, а потом в 2002 году получил назначение в с. Екатерининское. После того как на средства уроженца Ермаковки, генерала милиции, заместителя УВД Московской области Ивана Шаева, была построена церковь Михаила Архангела, отец Николай решил, что никуда из Сибири уже не уедет. 

– Честно признаюсь, я не думал, что останусь здесь. Но я полюбил этот край, несмотря на то, что гнус иногда допекает и мороз за сорок градусов. Здесь очень интересные люди.

«Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю»

     В ведении отца Николая находится почти все правобережье Тарского Прииртышья. Он проводит богослужения в селах: Нагорном, Междуречье и Екатериновке, а по четвергам – в Спасском кафедральном соборе г. Тары и духовно-просветительском клубе «Панорама», находящемся в Тарской районной библиотеке. 
Сельский приход сильно отличается от городского своим составом. Например, в Ермаковке в церковь постоянно ходят не более 8 человек. Из-за ограниченного числа прихожан деревенский священник вынужден совмещать в своем лице несколько церковных должностей. Недаром про сельского батюшку говорят: «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю». 

– В Ермаковке на клиросе поет жена с двумя женщинами. Иногда помогает младший сын и его друг – Михаил. Но бывает, что службу приходится вести в одиночку.

Поп - звезда

     Надо сказать, что церковь Михаила Архангела, стоящая на самом въезде в таежное село, пользуется популярностью не только в Омской области и не только со стороны верующих. В Ермаковку частенько наведываются и журналисты, чтобы взять у священника интервью или снять фильм. В связи с этим отец Николай в шутку называет себя «поп-звездой». 
     Репортеров понять можно. Помимо того что здание храма, словно бы сошедшее со страниц сказочной книги, может стать подарком для фоторепортера или оператора, так еще и настоятель церкви является интересным собеседником, который прямо отвечает на самые острые вопросы. А что привлекает паломников? Ведь к нему едут люди из многих городов России и мира. Видимо, ему удается с достоинством нести крест пастыря, доказывая своей жизнью правоту христианской веры.

– География посещений солидная, от Мюнхена до Владивостока. Что привлекает людей? Трудно объяснить. Возможно, они видят во мне не назидательного священника, а друга, к которому можно прийти, поделиться сокровенным и получить духовную поддержку. Я ведь не вдалбливаю людям, что они должны верить, молиться и каяться. Человек должен прийти к вере самостоятельно. Одна женщина, жительница Петербурга, мне сказала, что в больших храмах нет такой интимной обстановки. Прошу не путать смысл этого слова с тем, который в него вкладывают в последнее время. У людей есть потребность окунуться в общину, которая дышит одним воздухом. Видимо, наш приход именно такой.

     Говоря о церкви, как об общности людей, заряженных одной энергией, он говорит, что человек, не посещающий храм, лишен того счастья, которое можно ощутить, лишь живя в семье. 

– Никто не отменял законы совести. При их соблюдении можно жить в согласии с окружающим миром и Богом, но это будет локальная радость, истинную ценность которой можно познать, лишь поделившись ей с кем-то. Кроме того, посещая храм, человек получает спасение в вечности. Даже если он вел жизнь неправедную, у него есть возможность покаяться и спастись, чего лишены люди вне церкви, но это уже богословский вопрос, о котором надо говорить отдельно. 

Какие романсы поют церковные финансы?

     В беседе с отцом Николаем мы не могли не задать ему вопрос, волнующий большую часть общества, когда речь заходит о жизни священнослужителей: «На какие средства существует храм?» 

– Церковь Михаила Архангела существует только за счет пожертвований, частных вложений и благотворителя, который не только построил храм, но и до сих пор заботится о нем. В отличие от городского священника, сельский зарплату не получает. Бывает, что за службу пожертвуют 500 рублей. На эти деньги мне надо купить свечи, масло в лампаду, уголька для кадила. Никакого прейскуранта цен за требы (богослужебный обряд – ред.), каждый жертвует столько, сколько считает нужным. У меня часто спрашивают: «Батюшка, какая у вас такса? Я отвечаю: «У меня таксы нет, есть дворняжка», – шутит священник. 

     Говоря о благотворительности со стороны власти предержащих, отец Николай говорит, что такое явление было широко распространено в 90-е годы, когда нагрешивший «новый русский» мог пожертвовать на храм кругленькую сумму в надежде, что ему простятся все грехи. Это мнение людей в настоящее время практически не поменялось от того, что они мало знают о церковной жизни.

– Возведением храма грехи не замолишь, здесь может помочь только покаяние. Нужно в первую очередь думать о себе, о своей жизни и о том, что ты сделал для того места, где живешь, и не осуждать других. Каждый сам будет отвечать за свои грехи перед Богом. Но если человек возвел храм и хоть один человек, зайдя в него, поменялся в лучшую сторону, то значит, все было не зря. 

     Завершая эту тему, мы не могли не спросить у отца Николая, что делать тем людям, которые хотят ходить в храм, но их смущает роскошь, в которой живут некоторые представители духовенства.

– Конечно, в нашей среде есть люди, использующие свое положение сана как работу и средство обогащения. Священники тоже люди, которые могут вести себя неподобающим для духовного лица образом, но по поведению отдельных представителей нельзя судить обо всех. Человек может грешить, но непогрешим Христос, который является главой церкви.

«От людей на деревне не спрятаться…»

     На селе священник лишен частной жизни. В деревне все знают в лицо не только его, но и всю семью. Поэтому на таких батюшек накладывается дополнительная ответственность. Они являются лицом всей церкви. По их поведению и укладу жизни сельчане судят о других священнослужителях. 

– Когда мы начали тут обосновываться, люди смотрели на меня, как на дармоеда – рассказывает отец Николай. – Думали, мало того, что с нас государство налоги берет, так придется еще и попу деньги давать. Но потом постепенно, когда мы начали обрабатывать землю, они поменяли свое мнение. Людей не обманешь и спрятаться от них невозможно. 

      Как человек неравнодушный, отец Николай глубоко переживает гибель российских сел. Он искренне считает, что храм должен стать тем магнитом, который удержит людей в деревне. По его словам, священник должен и обязан донести до человека, что жить можно везде, а не только в мегаполисе под названием Москва. 

– Ситуация, конечно, плачевная, – сетует отец Николай. – Впору уже ставить по дорогам указатели с надписями несуществующих деревень. А если уйдет село, то и России не будет. Я имею в виду, конечно, духовную составляющую нашего государства.

      Поделился с нами священник и мыслями о людях, которые считают, что христианская вера заключается лишь в покраске яиц на Пасху и освящении кулича. 

– Я называю их «захожанами». Они воспринимают лишь обрядовую часть веры и думают, что этого достаточно. Причем многие из таких людей, будучи вчерашними комсомольцами, становятся истовыми ревнителями веры, уже и здесь торопятся научить всех, как правильно вести себя в храме. Но они забывают, что люди приходят не к ним домой, а в божий дом. И, если человек пришел в церковь, пусть даже в несоответствующей одежде, нужно встречать его с любовью и в каждом, кем бы он ни был, видеть Христа.

Фото Алексея Мальгавко и Дмиртия Юшкевича


Автор: Андрей Казаков
20 мая 2020
1    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей