Подняться над суетой
Когда я собирался на беседу с ним, в моей голове навязчиво крутилась мелодия песни Сергея Шнурова: «Мне бы в небо, мне бы в небо, здесь я был, а там я не был» и звучали два вопроса: «Зачем ему это надо?» и «Как он не боится?» С них и началась наша беседа.
– Захотелось попробовать что-то новое, – ответил Дмитрий, – получить свежие эмоции и испытать необычные ощущения. А летать совсем не страшно. Конечно, первый полет стал для меня шагом в неизвестность, но обрести уверенность помогли тренировки. Они были построены таким образом, что сначала я изучил, как управлять аппаратом на земле, и только потом поднялся в небо.
А началось все с того, что он познакомился с Игорем Квачановым, не один год разрезающим потоки воздуха над Омской областью. Опытный воздухоплаватель предложил Дмитрию понаблюдать за его полетами. Глядя на парящий аэрошют, наш герой тоже захотел подняться в небо. И стоило ему только пожелать, как тут же подвернулся случай: один из знакомых, решив «повесить крылья на гвоздь», продавал свой аппарат. Дмитрий, осознав, что это перст судьбы, приобрел его мотопараплан и всю экипировку.
– Начать летать может каждый, – говорит он и улыбается. - Главное – желание. Никаких особенных способностей для этого не нужно. Конечно, это не самое безопасное занятие, в полете всякое может случиться, но зато получаешь мощный заряд адреналина. Я даже не знаю, что с этими ощущениями может сравниться. Но здесь нужно быть осторожным: небо затягивает.
Игорь Квачанов, став инструктором Дмитрия, посвятил его во все тонкости полетов на мотопараплане или, как говорят в среде авиаторов, «поставил на крыло». Этот аппарат состоит из мотора, закрепленного за спиной пилота и крыла, изготовленного из воздухонепроницаемой ткани. Для взлета достаточно любой ровной площадки, на которой можно разбежаться и оттолкнуться от земли. Конечно, для этого надо быть хорошо развитым физически, ведь мотор имеет вес порядка 35 кг. Зато полеты на мотопараплане возможны при любом направлении ветра, а длительность нахождения в воздухе ограничена лишь объемом топливного бака. Стоит заметить, что учитывая вес аппарата (менее 115 кг), он не подлежит государственной регистрации, а авиатору не нужно получать пилотское свидетельство.
– Управлять им не так трудно, – продолжил рассказ наш герой. – Все устроено достаточно просто. Есть руль, газ и две управляющие стропы. Сначала я летал без двигателя. Игорь привязывал меня веревкой к машине и поднимал вверх. А потом уже подцепили мотор.
Для того чтобы полет не превратился в борьбу со стихией и закончился благополучно, следует выбирать спокойную, без дождя и порывистого ветра, погоду. В этом смысле каждый авиатор должен быть немного метеорологом. Если все правила соблюдены, то, по словам Дмитрия, его экстремальное хобби может подарить заряд бодрости и массу незабываемых впечатлений.
– Я летаю около 40 минут со скоростью 40-45 километров в час, на высоте 100–150 метров, - говорит Дмитрий. – Оттуда прекрасно видно все, что происходит на земле.
В планах у пилота купить видеокамеру, чтобы снимать землю с высоты птичьего полета и делиться с людьми увиденной красотой и переполняющими душу эмоциями. Ведь перед глазами воздухоплавателей открывается такой вид, которым нам, простым обывателям, привыкшим ходить по земле, не суждено будет полюбоваться никогда.
Пока материал готовился к публикации, с одним из наших героев произошло неприятное событие. Управление авиационного надзора выписало Игорю Квачанову штраф в размере 30 тысяч рублей за нарушение правила использования воздушного пространства. Изначально полицейские обвиняли его в полетах над населенным пунктом, хотя согласно ст. 72 Воздушного кодекса он имеет на это право. Но в ходе разбирательств выяснилось, что вина авиатора заключалась в том, что он не сделал заявку на полет.
– Это случилось потому, что мы полностью зависим от погоды, – рассказывает Игорь Квачанов. – Тогда мы уже физически не успевали обратиться в надзорный орган. Но вечер был настолько хорош, что отказаться от полетов было нельзя. А бывает наоборот, как только выезжаем в поле, погода сразу начинает портиться. В это время нужно найти в себе силы и не поддаться искушению, ведь от этого зависит наша жизнь.
Беседуя с тарскими авиаторами, я пытался понять, чем же их так притягивает это экстремальное увлечение? Мне показалось, что ощутив прикосновения порывов прохладного ветра и почувствовав ласки воздушных потоков, они относятся к небу с трепетом первых воздухоплавателей, которые, преодолевая силу притяжения, сумели оторваться от земли. Возможно, став однажды частью воздушной стихии и испытав истинное чувство полета, когда человек непосредственно соприкасается с небом, а не смотрит на него сквозь стекло иллюминатора, сидя в комфортабельном кресле авиалайнера, они уже не мыслят себя иначе и к жизни относятся по-другому. Поднявшись над суетой, все проблемы кажутся им мелкими и ничтожными. Там, среди облаков, они смогли ощутить ни с чем не сравнимое чувство внутренней свободы, и в этом смысле, однажды взлетев, они уже не приземлятся никогда...
Фото Евгения Захарова
Автор: Андрей Казаков