Без оснований доверять
- Не осуществляла, - ответила я.
- Очень странно, нам пришло оповещение проверить перевод на 5000 рублей, - сказала девушка и назвала имя и фамилию моей родственницы, которой якобы был сделан денежный перевод.
- Я не переводила деньги, - говорю я, заподозрив обман.
- Наша система безопасности приостановила данный перевод из-за некорректных действий. А не совершали ли Вы попытку изменить номер телефона, к которому привязана банковская карта?
- Нет.
- У нас зафиксировано, что Вы пытались перевести банковскую карту на другой номер телефона, - говорит звонившая и называет номер телефона.
- Этот номер мне неизвестен.
- Сейчас я пришлю Вам СМС-сообщение, его содержание никому не разглашайте, даже мне.
- Не нужно ничего присылать. После работы я зайду в отделение банка и выясню, что произошло.
- Ни в коем случае. Возможно, произошла утечка информации из местного отделения банка. Сейчас мы все выясним, и я передам дело в правоохранительные органы. За последний месяц это уже пятнадцатый случай мошенничества в вашем регионе.
Это был еще один «звоночек», усиливший мое недоверие.
- Где находится ваше отделение Сбербанка? – продолжает девушка. – Город Омск? Улицу назовите, пожалуйста.
- Как же? – удивляюсь я. – Вы видите мои счета и переводы, но не видите адрес отделения банка, где я получала карту?
- Это нужно для проверки информации, - отвечает девушка, - есть регламент, согласно которому я веду беседу. Наш разговор записывается. Убедитесь, пожалуйста, что банковская карта не утеряна.
- Достаточно, я не буду больше отвечать на Ваши вопросы.
- В таком случае аудиозапись о Вашем отказе также будет приобщена к делу, - в голосе девушки послышалась нервозность. – Не обрывайте линию со мной и ответьте на следующие вопросы…
На этом я прервала разговор, понимая, что далее развод на деньги будет усилен.
Тема телефонного и интернет-мошенничества не сходит со страниц нашей газеты. И, когда слышишь фамилии знакомых, поддавшихся на уговоры нечистых на руку людей, не перестаешь удивляться доверчивости наших граждан. Ведь среди обманутых есть люди с высшим образованием и имеющие большой жизненный опыт. Но, вспомнив делано-деловитый голос и быстрый темп речи звонившей девушки, создающие впечатление компетентности, понимаешь, что мошенники - неплохие психологи. Для получения нужных сведений «сотрудница» банка делала несколько «заходов»: если у нее не получалось с первого раза выудить информацию, она задавала вопрос иначе, в беседе порой несколько раз возвращаясь к одному и тому же моменту, равно как и резко меняя тему разговора. Несколько раз для пущей убедительности звучали фразы: «я представляю отдел Сбербанка», «работает служба безопасности», «дело будет передано в правоохранительные органы», «в отношении Вас совершены мошеннические действия» и т.д. Кроме того, на протяжении всего разговора в трубке телефона слышались посторонние шумы, как будто рядом с моей собеседницей кто-то вел подобные переговоры. Такие уловки мошенники используют для имитации работы колл-центра, считая, что эта сцена в спектакле сработает на доверие.
По иронии судьбы через два дня на мой телефон снова поступил звонок с узнаваемыми вопросами. А позже в одной из телепередач я услышала, что описанная ситуация, когда звонивший представляется сотрудником банка и заботится о вашей безопасности, – довольно распространенная схема обмана. Поэтому в очередной раз хочется сказать: земляки, не теряйте бдительность, орудуют мошенники!
Автор: Наталья Шатова