Маленькая страна
Почти как дома
…Яркие цветы в палисаднике, новые самодельные деревянные тротуары на территории, аккуратно окошенная трава. Перед входом – большая влажная тряпка: вытирайте ноги! А как войдешь в школу, так и вовсе хочется разуться: чисто, тепло, в прихожей ровным рядком стоит уличная обувь, на вешалках - пестрые детские курточки. Так бывает в домах, где живут большие дружные семьи! Не случайно двое новеньких учеников Витя и Вика, которые только в этом году приехали из Омска, освоились буквально за три дня и уже чувствуют себя в школе почти как дома.
«Там все на ней держится: уйдет – и не будет школы!» - так нам сказали в комитете образования о директоре школы Тамаре Константиновне Сулимовой (на фото).
Узнав, как ценит ее руководство, Тамара Константиновна согласилась лишь отчасти:
- Приятно, конечно. Но школа держится не на мне одной. Я ведь тоже на людей опираюсь и в своем коллективе на любого могу положиться, хоть на учителя, хоть на сторожа или истопника. Мы вместе беремся за любое дело, вместе думаем, как лучше к нему подступиться. Иначе никак.
Надо - значит, надо!
Тамара Константиновна попала в Усть-Тару после тарского педучилища по распределению. Случайно вышло, что в тот день директора школы на месте не оказалось, никто девушку не встречал, и она растерянно брела по улице с огромным чемоданом в руках. «К кому это вы с такими чемоданами?» - спросила ее местная жительница. Это была Галина Сажина, сейчас она работает в сельской администрации, а тогда была такой же юной, как и приезжая учительница.
Сажины позвали Тамару к себе в дом переночевать, а наутро она подхватила свой чемодан, села на речной теплоход «Заря» и рванула домой, к родителям, в деревню Онорино. Думала, больше никогда в жизни не вернется в Усть-Тару! Но отец решение дочери не поддержал: «Так дело не пойдет. Ты училась, тебя направили на работу. Вот поезжай и работай!» И Тамара вернулась. С тех пор прошло 40 лет…
Тогда Усть-Тарская школа была 8-летней, и учителей было человек 10, и детей училось много, а вскоре стало еще больше: привезли из Бешметовки и Машканки, и школа на некоторое время получила статус средней. Тамара заочно окончила пединститут, преподавала математику. На танцах познакомилась с будущим мужем, Анатолием Петровичем, он был в колхозе трактористом. Жили, работали, родились у них две дочери и сын, в 1988 году получили от колхоза квартиру…
Трудно - не значит плохо
Наверное, это было последнее светлое событие советской эпохи, а потом все пошло под уклон. Тамара Константиновна вспоминает:
- Колхоз до начала нового века не дожил. А в школе мы работали по-прежнему: бережно подклеивали наглядные пособия, которые получили еще в 70-х годах, как могли, ремонтировали мебель, учитель информатики рисовал детям компьютер на доске мелом, а первый настоящий компьютер пришел в школу только в 2003 году. Для нас это было как чудо!
Постепенно ситуация в стране стала выправляться, но год от года в Усть-Тарской школе все меньше становилось учеников: колхоз развалился, люди потеряли работу и стали разъезжаться, забирая с собой детей. Сегодня здесь учатся 11 ребят, в 80-е столько в одном классе было! Тамара Константиновна называет много имен учителей, которые когда-то здесь работали, но тоже уехали один за другим, и два года назад они остались втроем…
Учителям пришлось стать «многостаночницами». Тамара Константиновна – математик, но преподает русский язык и литературу, географию, физику, музыку и изобразительное искусство, в общей сложности 32 часа. Любимую математику она передала своей дочери, Елене Анатольевне Бушуевой (на групповом фото справа), вместе с другими «довесками» у той выходит 39 часов. Уроки в начальных классах ведет Фатима Георгиевна Сахибова (на групповом фото слева), она же преподает иностранные языки.
Классы объединяют в комплекты, например, вместе занимаются ученики 5-го и 6-го классов. Почему бы и нет? Ведь это всего 4 человека! Для учителя 45 минут - это один оплачиваемый час, но… готовиться нужно к двум урокам, ведь программы разные. Зато обучение почти индивидуальное, и каждый ученик понимает, что отсидеться на задней парте не удастся.
Тяжело, но никто не плачется. Все понимают, что, если уйдет хотя бы один учитель - все, закроют школу, а детей будут возить за 20 километров по бездорожью в Нагорно-Ивановскую школу. «Мы делаем все возможное, чтобы наши дети учились здесь. Я ведь их всех люблю! И если бы мне дали вторую жизнь, я бы ее посвятила школе, любимым ученикам», - говорит Тамара Константиновна.
* * *
…Тишина: урок идет! Только в школьной столовой слышны какие-то звуки: это повар Вера Григорьевна Суркова готовит обед. Нас угостили вкусным вермишелевым супом с фрикадельками и сухариками (сухари здесь на каждом столе, ведь дети их любят больше, чем обычный хлеб). Объеденье, а пахнет как! Еще бы! Специально для школьного стола Вера Григорьевна летом насушила зелени. Ее же обязанность – подавать звонки, и когда время урока истекло, она вышла в школьный холл и позвонила простым, не электрическим колокольчиком.
Звенит звонок в маленькой сельской школе, значит, школа жива!
Фото Евгения Захарова
Автор: Алена Гришмановская