Тонкая нить судьбы
Совместно созданные ими детские спектакли: «Сказка про трех поросят», «Чудесные лапоточки», «Теремок» - давно пришлись по душе маленьким зрителям и их родителям. Веря в то, что успех приходит к тем, кто постоянно находится в творческом поиске, в настоящее время артисты снова выступают в качестве режиссеров, работая над спектаклем «На тонкой нити», поставленным по мотивам автобиографических произведений нашего знаменитого земляка. Показ этого небольшого сорокаминутного драматического произведения, рассказывающего о детстве и юности Михаила Ульянова, состоится 20 ноября в одной из комнат дома-музея артиста.
Руководит проектом главный режиссер Северного драматического театра Константин Рехтин, он же является и автором инсценировки. В постановке кроме Александра Горбунова и Василия Кулыгина будут задействованы: Александр Черепков, исполняющий роль Михаила Ульянова, Арина Сидорова, Наталья Канунникова, Константин Мотовилов и Михаил Терешков. Над визуальным оформлением спектакля и костюмами работал художник Владимир Сафронов.
Накануне премьеры мы встретились с Александром и Василием и спросили у артистов об их новой работе.
- О чем будет спектакль «На тонкой нити»?
Василий: Эта постановка рассказывает о зарождении в душе простого паренька, живущего в провинциальном городке, желания стать актером и о том, как он смог воплотить в жизнь свою мечту.
Александр: Посмотрев спектакль, зритель узнает о крутых поворотах судьбы Михаила Александровича и о людях, причастных к его творческому становлению. Можно сказать, что начало его карьеры – это цепочка случайностей. Недаром спектакль носит название «На тонкой нити».
Василий: Нить его судьбы могла оборваться в любой момент, а жизнь сложиться совершенно иначе. Например, по приезду в Москву он мог не поступить в театральную студию, а сесть в тюрьму.
- С каким чувством вы прикасаетесь к творческому наследию Михаила Ульянова, который сыграл важную роль в зарождении Северного драматического театра?
Александр: С трепетом и уважением, ведь масштаб его личности и таланта сложно измерить.
Василий: Он сыграл ключевую роль не только в становлении Северной драмы, но и нас, как актеров. На одной из встреч Михаил Александрович сказал нам, что, работая в театре такого небольшого города, мы не имеем права на халтуру, потому что о нашей недобросовестной работе через несколько дней узнают все жители Тары и на следующем спектакле зал будет пуст.
Александр: И его слова потом подтвердились на практике. Например, в Тевризе или Знаменке на первые вступления приходило по несколько человек. И если бы мы играли спустя рукава, то так было бы до сих пор, но сейчас почти каждый спектакль нашего театра проходит при аншлаге.
- Спектакль будет показан в одной из комнат дома-музея. Как влияет на постановку то обстоятельство, что вы работаете в ограниченном пространстве?
Василий: Формат такого спектакля не дает нам права на ошибку. Если на большой сцене люди могут не заметить какой-то огрех, то здесь даже небольшая мелочь может смазать впечатление. Кроме того, необходимо создать доверительную обстановку, а это нелегко, потому что здесь отсутствует привычная дистанция между актерами и зрителями.
Александр: Артисту тоже нужно пройти по тонкой нити, сыграть так, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Мы добиваемся того, чтобы актеры не играли, а проживали самые судьбоносные эпизоды жизни Михаила Александровича, ведь только в этом случае спектакль увлечет зрителя.
Побеседовав о новой режиссерской работе Александра и Василия, мы не могли не задать им несколько вопросов об их совместном творчестве.
- В представлении обывателя режиссер – это тиран и деспот, а значит, судьба драматического произведения сосредоточена в одних руках. Вы работаете вместе. Кого видят на репетициях актеры: двух тиранов или тирана и его оруженосца, а, возможно, доброго и злого следователей?
Александр: Ни о какой тирании в нашей работе не может быть и речи. Мы выстраиваем с актерами, которые являются нашими коллегами по другим спектаклям, доверительные отношения, высказываем им свое видение их ролей.
Василий: Для убедительности мы показываем артистам, задействованным в постановке, чего мы от них хотим и как, по нашему мнению, будет интереснее и ярче выглядеть их образ. Мы являемся для артистов неким зеркалом, глядя в которое, они видят себя со стороны.
- Как вы преодолеваете творческие разногласия?
Александр: Перед тем, как взяться за работу, мы обсуждаем, о чем спектакль и как мы его будем делать. В ходе такого разговора у нас, естественно, возникают некоторые разногласия, но мы пытаемся убедить друг друга в своей правоте и благодаря этому приходим к единому мнению.
Василий: Если в процессе репетиции возникают какие-то споры, то мы переходим к другой сцене, чтобы потом, оставшись вдвоем, разобраться, что у нас пошло не так и в каком направлении будем двигаться дальше.
- Всегда ли вы удовлетворены своими режиссерскими работами?
Василий: В основном – да. Если зрители посещают наши спектакли, если они находятся в репертуаре театра, значит, у нас что-то получилось.
Александр: Я недавно пересматривал одну из наших постановок и в очередной раз убедился, что мы трудились не зря. Надеемся, что и новая наша работа также будет востребована у зрителя.
- Мечтаете ли о «Золотой маске»?
Александр: Получить «Золотую маску» не является для нас целью. Смысл своего творчества мы видим в том, чтобы постараться ответить на главные, по нашему мнению, вопросы человеческой жизни: зачем и для чего живет человек? Ставя их перед зрителем, мы пытаемся разобраться в себе.
Василий: Иметь «Золотую маску» престижно, и за нее в театральной среде ведется большая борьба, но не всегда в этой борьбе решающую роль играет талант.
Фото Евгения Захарова
Автор: Андрей Казаков