Пеллеты не на экспорт

В этом году одна из котельных села Пологрудово переведена на пеллеты. Вряд ли данный факт стал бы сенсацией в какой-нибудь европейской стране, да и в России такое событие уже мало кого удивит. Однако на севере Омской области древесные гранулы еще только начинают использоваться, хотя производят их здесь же, на заводе  ООО «Термополис-пеллет», из отходов местных пилорам.  

Этот снимок мы сделали в Пологрудово еще летом, когда в котельной рядом со старым угольным котлом только что был установлен один из новых пеллетных. Сейчас он успешно отапливает детский сад и библиотеку, а оператор на его обслуживание тратит не более 15 минут.

Сразу двух зайцев 

     Неладно что-то в лесопромышленном кластере нашего региона. Все ждем богатых инвесторов, обещающих построить заводы-гиганты, а они никак не приходят. Более того, приказало долго жить самое крупное деревообрабатывающее предприятие – «АВА компани», выпускавшее неплохие изделия из березы. У отрасли мало поводов хвалиться глубиной переработки древесины. А основные объемы ее заготовок вереницы лесовозов увозят в сторону Омска кругляком или в лучшем случае досками – по сути, тоже сырьем. Тем отраднее в этой сфере примеры успешных проектов. Один из них – производство топливных гранул омским ООО «Термополис», которое занимается отопительными системами, а в Тарском районе зарегистрировало дочернюю компанию «Термополис-пеллет» и вложило в строительство пологрудовской фабрики около 20 млн рублей. 
     Переработка здесь направлена не «в глубину», а на лежащие на земной поверхности горы опилок, которые прессуются в гранулы и расфасовываются в полиэтиленовые мешки. Сырьем может также служить горбыль или срезка. Тем самым компания убивает сразу двух зайцев – избавляет села от древесных отходов и производит экологически чистый вид топлива. Для тех, кто еще не уяснил, что такое пеллеты, напомним: это тот самый древесный наполнитель, который многие хозяева кошек насыпают своим питомцам в туалетный лоток. Эти же самые шарики можно сжигать в домашних печках или городских котельных, получая взамен тепло. 
     О производстве пеллет мы впервые подробно рассказывали три года назад («Отходы могут стать доходами», №24 от 15.06.2017, и «Такие опилки нужны самому», №50 от 14.12.2017), когда завод еще только начал стабильно выдавать свою продукцию. Пусть флагманом лесопромышленной индустрии он не стал и затраты окупил пока наполовину, но и не закрылся, как немало известных нам производств. Сейчас там в две смены трудятся 14 работников, все они жители Пологрудово, причем официально трудоустроены, а значит, платят налоги. За день выдают до 12 тонн пеллет. Правда, оборудование было приобретено не новое, потому без поломок и остановок не обходится, но в любом случае установка в среднем по 6 тонн выдает. Следующий этап – организация безостановочного производства, чтобы не тратить время на разогрев линии. Тогда и объемы продукции возрастут, и ее себестоимость снизится. 

Пробный шар

     Если делают пеллеты, значит, это кому-то нужно. А кому? Хороший вопрос. По словам гендиректора «Термополиса» Виталия Коровкина, из 1300 тонн, производимых в год, на территории Омского региона остается только 300. Остальные отправляются в Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Барнаул, РЖД отапливает ими вагоны в поездах. Однако чем дальше фуры увозят продукцию, тем выше становится ее себестоимость. Да еще бездорожье осложняет отправку гранул из Пологрудово. Поэтому для предприятия самый лучший вариант – их вообще никуда не везти, а продавать на месте, ну или в пределах нашей области. А для этого надо «пеллетофицировать» местные печки. 
     Первым такой котел, кстати, оте­чественного производства, установил на своей фабрике «Термополис». Все, что требуется от человека, – высыпать биотопливо из мешка в бункер. Дальше дело за автоматикой, которая отправляет поштучно нужное количество гранул в топку, чтобы поддерживать заданную температуру. Все параметры – градусы теплоносителя на подаче и обратке – умная техника сообщит эсэмэской, предупредит и том, что заканчивается топливо. 
     Пологрудовская администрация захотела поставить такие чудо-печки в своих котельных. Второй пеллетный котел появился еще осенью 2017 года опять же не без помощи «Термополиса» в школе поселка Максима Горького, где в классах зимой бывало 10–12 градусов и дети занимались в шубах. Новшество сразу оценили педагоги и ученики: в здании стало стабильно тепло, впрочем, как и должно быть, причем температуру регулируют сами учителя, а на школьной территории – ни угля, ни дыма, ни шлака!

Не черная дыра

     Идея использования пеллет понравилась и районным властям. Собрали совещание, обсудили вопрос, даже наметили к переводу на биотопливо ряд котельных соцкультбыта в деревнях и селах. Однако на модернизацию требовались деньги, а она ни под одну программу не подходила. Где же сельскому поселению отыскать нужную сумму? Свою помощь предложил «Термополис», готовый поставить котлы за свой счет.
     По словам главы Пологрудовского поселения Ивана Курсевича, с инвестором рассчитались бы, если бы поселению на пару лет позволили оставить прежний тариф на тепло для бюджетных учреждений. Зато потом каждый год была бы немалая экономия. Но Региональная энергетическая комиссия сказала, что ничем помочь не может. Нельзя! Как только устанавливается экономичный котел, она обязана сразу уменьшить тариф. 
     Все же спустя три года обойти бюрократическую препону удалось. Пока решили модернизировать только одну котельную в центре села, которая снабжала теплом четыре объекта – детский сад, библиотеку, Дом культуры и администрацию – по 8,2 тыс. рублей за гигакалорию. Экономкомитет районной администрации объявил конкурс на оказание услуги по поставке тепловой энергии, обязав победителя проложить новые трубы, но оставив за ним право выбрать теплоисточник: хоть пеллетный, хоть мазутный, хоть угольный. В спор вмешалась еще одна омская компания, которая предложила модульные угольные котельные. Таким образом, первоначальная цена двухгодичного контракта была снижена на 800 тыс. рублей, по сути, сэкономленных для бюджета. В то же время едва не пришлось отказаться от пеллетной идеи. 

– Если бы на аукционе со стороны конкурента был сделан еще один шаг, – говорит Виталий Коровкин, – нам пришлось бы уступить. Поскольку в этот проект мы не закладывали никакой прибыли и, по нашим экономическим расчетам, планировали выйти лишь на ноль,  по окончании отопительного сезона будем решать, как нам восполнить потери.

     Еще недавно коммуналку называли черной дырой: сколько туда ни вкладывай – все исчезнет бесследно. Но, как видим, эта сфера стала интересна и для бизнеса. О каких же потерях говорит тогда Виталий Иванович? Через два года компания может уйти, забрав свои пеллетные котлы.

Через два года по завершении контракта тепловая компания передаст свои пеллетные котлы Пологрудовскому поселению. 

Но «Термополис» намерен оставить их поселению, надеясь вернуть, как в энергосервисном контракте, свои затраты за счет экономии. Спросите, какой интерес бизнесу работать без прибыли? Чтобы создать внутренний рынок производимых им пеллет и продавать свою продукцию.

Кочегарка… в коридоре

     Перед тем как взяться за котельную, теплотехники «Термополиса» все досконально рассчитали и нашли оптимальное решение, как снизить потери тепла до минимума. Прежде всего единую систему отопления разделили на две части. От пеллетного котла, установленного в старой кочегарке, теперь обогревается только детский сад и библиотека. Два других объекта – стоящие рядом и соединенные тоже новыми трубами Дом культуры и местная администрация – отныне имеют на двоих свой собственный котел. Хоть этот вариант оказался чуть дороже, но он позволит экономить все последующие годы. Место для теплоисточника нашлось прямо в коридоре… администрации, рядом с кабинетом главы. А почему бы и нет? Ведь от него, как от электрокамина, ни грязи, ни копоти. 
И точно так же котел можно будет запускать самим в начале сентября или в мае, если вдруг похолодает. 

– Мы потратились, – рассказывает Иван Курсевич, – только на перегородку, которая по нормам пожарной безопасности должна отделять «котельную», а также в зданиях, в каждом помещении, на батареях установили краны-­регуляторы. И все! В строительство мы не вложили ни копейки. Все сделано за счет инвестора, которому пока принадлежит оборудование, потом он передаст его нам.

     Если нынешняя модернизация себя оправдает, в течение пятилетки будут переведены на пеллеты еще три пологрудовские котельные. Зачем же так долго ждать? Иван Николаевич считает, что нужно все делать с умом:

– Отдать котельную в другие руки, значит, забрать часть денег у «Орбиты», нашего МУПа, а без него не обойтись: на нем вода, тепло, мусор, дороги, похоронные дела и еще много чего. Увлекшись модернизацией, предприятие можно обескровить. Вот вернется через два года эта котельная в «Орбиту», тогда настанет очередь следующей. 

Уголь vs гранулы

     Сейчас Пологрудово сможет сжечь за зиму всего 60–70 тонн пеллет. С переводом остальных котельных – в пять раз больше. Но все равно это лишь небольшая часть производимых там древесных гранул. В то же время они могут быть востребованы в любом другом сельском поселении, да и в городе, как только исчезнет к ним некое недоверие, а оно пока существует, поскольку нет однозначного ответа на вопрос: что выгоднее – пеллеты или уголь? 
     Иван Курсевич отмечает, что, отапливаясь углем, мы многие затраты просто не замечаем. Например, из заказанных 20 тонн в машине может оказаться на тонну меньше, что-то потеряется при перегрузке, а что-то украдут… Вместе с углем сжигаются дрова или горбыль, их объемы никто никогда не учитывал, а пеллетная экономика намного прозрачнее. Три последних года расходы на тепло в школе поселка Максима Горького не превысили прежних показателей. Но если посчитать все затраты, то пеллеты окажутся раза в полтора дешевле, не говоря уже о комфорте.

– Для физических лиц, которые считают затраты только на приобретение топлива, – поделилась своим мнением председатель экономкомитета Администрации Тарского района Елена Мартынова, – скорее всего, пеллеты обойдутся чуть дороже угля, да и сами котлы стоят дороже. Но организация, которая оплачивает обслуживание котельных, может выиграть за счет автоматизации и экономии фонда заработной платы, а также более высокого КПД оборудования. Поскольку опыт маленькой школы – не показатель, нам важно пройти отопительный сезон и увидеть экономику не плановую, а по факту, чтобы иметь аргументы в цифрах. Будет положительный результат – будем выходить со своими предложениями на область. 

     Сейчас, когда на севере Омской области для отопления не стало тевризского природного газа, о пеллетных котлах как об альтернативе речь не идет. Голубое топливо, бесспорно, дешевле. Но даже если «большой газ», обещанный еще полтора десятилетия назад, все-таки когда-нибудь придет в Тару, это еще не значит, что от магистрального трубопровода ветви дотянутся до каждого населенного пункта, до каждой улицы. А то, что они сумеют преодолеть Иртыш, будем честны, пока из области фантастики. Однако Европа обогревается не только нашим газом, она активно использует и биотопливо, в том числе пеллеты. Надежно, удобно, экологично. Чем мы хуже? 


Автор: Сергей Алферов
8 января 2021
2    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей