«Благодарности мы слышим редко»

Сегодня в рубрике «Зеркало для героя» Светлана СКУРАТОВА, старший оперативный дежурный Единой дежурно-диспетчерской службы Тарского муниципального района.

Там, где бьется пульс ЧС

     ЕДДС была организована по указу президента около десяти лет назад. В обязанности ее работников входит сбор от населения и организаций информации о различных происшествиях. Они оценивают их масштаб, определяют объем необходимых мер, а также состав сил, которые займутся ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. 

– Наша служба функционирует круглосуточно, – рассказывает Светлана Ивановна. – В штате пять человек: помимо меня еще работают четыре оперативных дежурных. По окончании смены они передают друг другу информацию о сложившейся в районе ситуации. К нам стекаются все сведения об аварийных и чрезвычайных ситуациях, об отключении электроэнергии, водоснабжения, отопления, телефонной связи, о нарушении движения автобусов, о других происшествиях, которые имеют резонанс. На особом контроле стоят происшествия, связанные с исчезновением людей. Проще сказать, на что мы не реагируем, чем на что реагируем. Порой нам звонят, как в справочную, чтобы узнать телефоны служб или проконсультироваться о том, как можно решить ту или иную проблему. Несмотря на то, что не все вопросы входят в нашу компетенцию, мы не отказываем людям, стараясь помочь каждому. 

     Служба ЕДДС подчиняется главе района и комиссии по ЧС и ГО. Сотрудники проводят ежедневный мониторинг ситуации и докладывают руководству о том, какие происшествия произошли за время дежурства. 

– Спокойно мы не живем, – говорит Светлана Ивановна. - Зимой особое внимание уделяется состоянию отопительных систем и электроснабжению, с наступлением весны начинается паводок, а затем наступает пожароопасный период. И так круг­лый год. 

«У меня зазвонил телефон…»

     Оперативный дежурный работает на основании утвержденного регламента. Заступив в 8 утра на смену, он знакомится с текущей ситуацией и начинает отвечать на поступающие обращения. 

– Во время аварийных отключений на объектах ЖКХ звонков бывает много и мы с трудом успеваем их фиксировать. В силу того, что телефонная линия одна и на обращения отвечает один специалист, зачастую к нам бывает трудно дозвониться. Например, при отключении водоснабжения люди сначала обращаются с вопросом: «Когда дадут воду?», а после того, как водоснабжение восстановят, интересуются: «А когда и на сколько опять отключат?» Немного проще стало работать после создания МУП «Тарское ПОКХ» и УК «Тара». Аварийные ситуации, конечно, случаются, но их гораздо меньше, и реагируют данные службы на них своевременно. Облегчил наш труд и МУП «Тараводоканал», публикуя на своем сайте объявления о плановых ремонтных работах. Если бы по этому пути пошли и энергетики, то мы бы вздохнули еще свободней.

     Кроме этого, в ходе дежурства диспетчер обязан составить около 30 ежесуточных отчетов для различных ведомств, которым ЕДДС прямо или косвенно подчиняется. Покидать помещение в течение суток он может только по крайней необходимости.

– Главное качество оперативного дежурного – не поддаваться панике. Необходимо быть собранным и уметь владеть своими эмоциями. Для этого у нас есть специальный инструктивный материал, в котором прописано, как вести себя в тех или иных условиях. Но все предусмотреть невозможно, поэтому надо уметь правильно оценивать сложившуюся обстановку, чтобы понять, будет она иметь дальнейшее негативное развитие или нет. 

     Во время продолжительных отключений света или воды диспетчерам приходится отвечать на массу звонков. Люди в это время особо раздражены. Выговаривая свои претензии, они порой не выбирают выражений. В таких ситуациях оперативный дежурный обязан предельно корректно общаться с клиентами. Нередко ему приходится выступать и в роли психолога. 

– Как правило, люди начинают разговор крайне эмоционально, – рассказывает Светлана Ивановна. – Здесь главное - дать человеку высказаться. После этого он будет готов адекватно воспринимать информацию. Поэтому выдержка в общении нам крайне необходима. 

Координационный центр

     Люди не всегда четко понимают, чем занимается единая диспетчерская служба. У многих сложилось ошибочное представление о том, что оперативные дежурные ЕДДС напрямую руководят пожарными машинами, каретами скорой помощи и другой специальной техникой. Это, конечно, не так. Единая дежурно-диспетчерская служба – это координационный орган, который управляет силами, задействованными в ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

– После фиксации обращения оперативный дежурный звонит в профильную организацию, а потом контролирует выполнение работы. Чем быстрее мы получим информацию об аварии, тем скорее она будет ликвидирована. Но на этом обязанности оперативного дежурного ЕДДС не ограничиваются. Например, если мы получаем предупреждение о прохождении комплекса неблагоприятных метеорологических явлений, в котором прогнозируются заморозки, сильный ветер и т.д., то эту информацию мы в кратчайшие сроки доводим до глав поселений и компаний ЖКХ для того, чтобы они усилили контроль на объектах, а также представляли ежедневный отчет о состоянии теплосетей и запасах топлива на котельных.

     По решению главы района служба ЕДДС заключила соглашения с 20 организациями района о взаимном информировании. Оперативные дежурные поддерживают с аварийно-­диспетчерскими службами постоянную связь, которая позволяет быстро реагировать на проблемные ситуации. 
     Несмотря на такую ответственную и нужную всем жителям района работу, благодарности, по словам Светланы Ивановны, диспетчеры ЕДДС слышат редко. 

– Мы тоже люди и понимаем, какие неудобства приносит отключение водоснабжения или электроэнергии, ведь мы сами живем в этом городе, и у нас тоже порой не бывает воды или света. Но не в наших полномочиях информировать людей о плановых отключениях воды, тепла или электроэнергии и отмене автобусных маршрутов. У нас нет таких сведений. Просим земляков вести себя корректно в телефонных разговорах и не давать волю своим эмоциям.

     Надеемся, что после этого материала, большинство людей поймут, какие функции выполняют оперативные дежурные ЕДДС, и будут относиться к их работе с уважением и пониманием.
     Анатолий КРУТАКОВ, начальник отдела ГО и ЧС Администрации Тарского района:

- Светлана Ивановна работает со дня основания службы ЕДДС. Она начинала с должности диспетчера и теперь сама передает опыт и знания молодым специалистам. При ее участии сформирована база данных, которой в настоящее время пользуются дежурные. Светлану Ивановну характеризует высокий профессионализм, ответственное отношение к делу, и умение общаться с людьми. В нашей работе этот навык имеет решающее значение. Ведь в службу ЕДДС люди звонят, когда им плохо, а не когда им хорошо.

 

 

     Фото Евгения Захарова


Автор: Андрей Казаков
18 января 2021
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей