Если хозяина нет…

В конце января в одной из квартир старинного деревянного дома в центре Тары обрушился потолок. Оказавшаяся под завалами хозяйка получила травмы, но самое печальное в этом ЧП – женщина осталась без крыши над головой. Ее родственники пожаловались в редакцию «ТП» на то, что «местные власти не предложили даже временного жилья» и никакой другой помощи.

     Обрушение произошло утром, когда хозяйка, по возрасту уже пенсионерка, собиралась на работу. Она вдруг услышала шум и увидела, что в образовавшуюся на потолке щель что-то посыпалось. Женщина бросилась спасать кое-какие  вещи и документы, но выскочить из квартиры не успела. Огромные плахи с чердачной землей грохнулись вниз… По ряду причин мы не называем имя пострадавшей и адрес дома, не станем и пересказывать подробности случившегося, но остановимся на некоторых последствиях, связанных с правовыми аспектами этой истории.   
     Мэрия, действительно, помочь женщине не смогла. Как сообщил нам заместитель главы городского поселения Николай Мугак, власти предоставляют другое жилище при наличии маневренного фонда, то есть свободной жилплощади, но с ней в Таре, к сожалению, очень сложно. Впрочем, никакого официального отказа и не было, так как официальное заявление на этот счет от пострадавших поступило только 15 февраля. Что касается какой-то иной помощи, у администрации на данный момент просто не имеется оснований. Договора социального найма – на право пользования жильем – никакого нет, ни в мэрии, ни у жильцов. Дом не числится в реестре объектов муниципальной собственности, и нет никаких документов либо сведений о его принадлежности какому-­либо ведомству или частному лицу. Точнее говоря, в доме три хозяина, и только у одного есть право собственности на свое жилище, которое, кстати, в настоящее время пустует. В двух других квартирах, в том числе с обвалившимся потолком, жители прописаны и проживают, но никаких правоустанавливаю­щих документов не имеют. 
     Возраст дома, о котором идет речь, давно превысил сотню лет, и все эти годы десятки горожан считали его стены своими. Так, когда-то давно матери пострадавшей выделили одну из квартир от кинотеатра «Родина». Люди просто жили и жили. Ко­гда было нужно, ремонтировали здание сами, ничего у государства не просили и не спешили оформлять какие-то бумаги. Хоть наши предки и строили на совесть, но дом со временем ветшал и требовал к себе финансового внимания. Поскольку проживать в нем стало небезопасно, его жители прошлой осенью обратились в городскую администрацию с намерением попасть в программу расселения ветхого жилья. Но, как нам объяснили специалисты мэрии, шансы у них невелики, поскольку дом не соответствует нужным критериям. В частности, квартир маловато (должно быть не менее пяти) и у каждой – отдельный вход (так называемая блокированная застройка, нет общего имущества). Но главное условие – квартиры должны быть в собственности, или муниципальной, или частной. Бесхозяйному жилью в программу переселения не попасть. Причем решения городской администрации проверяются на областном и федеральном уровнях, откуда и выделяются деньги на новые квадратные метры.
     Все сводилось к тому, что без приватизации не обойтись, и обратившихся в мэрию уведомили, что стать собственником своей квартиры можно, правда, сделать это придется в судебном порядке, предварительно оформив нужные документы. Процесс паспортизации дома пошел, но завершиться не успел, обвал случился раньше… 
     Почему пострадавшей было отказано в помощи по линии МЧС? Если можно так выразиться, это «нестраховой» случай. Как пояснил начальник отдела ГО и ЧС районной администрации Анатолий Крутаков, согласно закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ, обрушение потолка нельзя отнести ни к природным, ни к техногенным катастрофам. Впрочем, право подать заявление у пострадавших никто не отнимает, и окончательное слово – за комиссией. Но шансы на положительное решение практически равны нулю… без права собственности на свой дом.
     Однако для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, при районной администрации действует комиссия адресной помощи. По ее заключению на решение какой-то проблемы можно получить до 50 тысяч руб­лей, в данном случае – на ремонтно-­восстановительные работы, если, конечно, еще есть, что восстанавливать. Это тоже решит комиссия по итогам обследования здания специалистами. Но и тут все вновь упирается в отсутствие права собственности.
     Действия чиновников строго регламентированы законодательством, которое не дает правовых оснований выделять деньги, если дом никому не принадлежит. Мало ли кто и на что может попросить. Не найдут надзорные органы нужной бумажки – сочтут помощь нецелевым использованием бюджетных средств, за что можно не только работу потерять, но и за решетку угодить. Это раньше все было общим – социалистической собственностью, теперь любая постройка должна иметь хозяина с документами. Таковы правила игры, установленные государством.
     Тем не менее, по словам главного специа­листа отдела капитального строительства Анны Пальченко, еще не все потеряно: как только жители этого дома зарегистрируют на себя право собственности, они смогут обратиться в комиссию за финансовой поддержкой. 
     Наверняка, прочитав эти строки, кто-то удивится: как можно так беспечно относиться к своему жилищу, чтобы допустить обвал потолка? Неужели не было никаких признаков приближающегося обрушения? А кто-то обязательно скажет, что содержание жилья – это бремя собственника. Жители МКД могут за деньги нанять управляющую компанию или обслуживающую организацию. Частник на этом может сэкономить, но, если прохудилась крыша или со стен посыпалась штукатурка, никто не придет и не сделает за тебя ремонт. 
     И неважно, имеется ли у хозяи­на свидетельство о регистрации собственности или нет. Но, когда грянет гром или жареный петух клюнет, окажется, этот документик имеет огромное значение. Стоит отметить, что правовая беспечность встречается сплошь и рядом, особенно в сельской местности: люди десятилетиями живут в домах, которые фактически существуют, но юридически никому не принадлежат.
     В завершение ответим еще на один вопрос: есть ли смысл оформлять в собственность недвижимость без потолка? В нашем случае, безусловно, да. Ведь дом находится в самом центре Тары, рядом один за другим строятся магазины, а значит, в нем заинтересован бизнес, пусть не в прогнивших стенах, но в земельном участке – это точно, в обмен на который можно заметно улучшить свои жилищные условия.

     Фото из открытых интернет-источников


Автор: Сергей Алферов
24 марта 2021
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей