Вот в наше-то время!..
Сергей Балашенко, житель села Екатерининского, годы службы 1974-1976:
- Сейчас в армии парни не успевают мамины пирожки дожевать, как у них уже дембель. Но я считаю, одного года мало, чтобы стать настоящим солдатом. Я служил в 5-й гвардейской танковой дивизии в г. Кяхта, на границе с Монголией. У нас постоянно шли учения, каждую неделю – стрельбище, и мы умели стрелять из танковых орудий, гранатомета и, само собой, из автомата. Озеро форсировали на бронетранспортерах. Летом по два месяца жили в палатке, зимой – по месяцу, печку дневальный топил. Я попал в разведроту, и ротный нас так учил: спрячется в лесу в маскхалате, а мы должны к нему подкрасться и захватить, будто он – язык. И если ветка у
кого-нибудь под ногой хрустнет – все начинали заново. Свободное время есть – идешь на спортплощадку. Я парень сельский, таким легче было привыкнуть. Но даже те, кто пришли в армию хлюпиками и больше двух раз подтянуться не моги, за два года окрепли физически, стали настоящими мужчинами.
Алексей Нестеров, житель Тары, годы службы 1968-1970:
- Жил я в городе Стаханове Луганской области. И мой призыв был первым, кого забрали на два года, до тех пор служили по три. Меня отправили в киевскую учебную часть, где нас обучали обслуживанию
контрольно-измерительных приборов и автоматики. Запомнилось, как в час ночи 21 августа нас подняли по боевой тревоге и построили на плацу. Мы так и стояли до утра, когда приехал заместитель командира Киевского военного округа и объявил, что советские войска введены в Чехословакию. Ситуация была напряженная, но для нас все обошлось, и дальнейшая служба проходила спокойно в саперной части в городе Балаклея Харьковской области. Если честно, так-то можно было и 10 лет служить! Мы обслуживали большой склад боеприпасов. Может, помните: в 2017 году там был пожар, и боеприпасы детонировали? Так это как раз тот склад. А тогда я просто проверял исправность приборов и датчиков, в свободное время играл в футбол. Режим дня, хорошая кормежка и физкультура на свежем воздухе сделали свое дело: когда меня призывали, я весил 68 килограммов, а к дембелю – 80! Потом, правда, снова похудел.
Рамиль Сулейманов, житель села Большие Туралы, годы службы 1975-1977:
- Я служил в пограничных войсках, на Сахалине, нес охрану морской границы. Моя специальность – радист. За полгода в учебной части освоили азбуку Морзе, научились воспринимать радиограммы на слух и посылать их телеграфным ключом. А потом нас направили на разные заставы. Сами готовили еду, пекли хлеб в русской печи. Кроме службы радиста, я ходил в пограничный наряд. Наш путь пролегал вдоль сопок, по линии прилива-отлива, и в период дождей или во время прилива приходилось идти 4-6 часов по колено в холодной воде. Иногда мы встречали медведей: они ловили рыбу и к нам не проявляли интереса. А мы и не навязывались! Письма шли долго, а в отпуск сходить мне не довелось: за все время дома побывали только двое из 15-20 человек, служивших на нашей заставе, и для этого нужна была веская причина. Например, один из счастливчиков был женат, и у него родился сын, вот ему и дали отпуск, как поощрение за успехи в боевой и политической подготовке. За два года мы с товарищами сроднились, сдружились, а два года назад даже устроили встречу.
Автор: Алена Гришмановская