Наставник с 12-летним стажем
Водительское удостоверение он получил 43 года назад. Будучи 10-классником Тарской школы №4 (на этом месте теперь разбит «Пушкинский парк»), сдавал экзамен по вождению еще на стареньком ГАЗ-52. А в профессию пришел 12 лет назад. До этого Сергей Ильич работал водителем в Тарской ветстанции и АТП-33, а также учился в сельскохозяйственном техникуме и педагогическом училище, откуда его призвали в ряды Вооруженных сил СССР, где он тоже крутил баранку.
За время работы инструктором автошколы наш герой обучил вождению более 600 человек. По его словам, современные молодые люди разительно отличаются от тех, с кем он работал еще даже 10 лет назад. «В то время молодежь была более самостоятельной, - рассказывает Сергей Ильич. - Сейчас многие парни и девушки не хотят прилагать особых усилий для обучения. Нередко они отрываются от реальности, рассуждая так: все же ездят, и я поеду. А когда начинаются проблемы, им не всегда хватает упорства, чтобы успешно закончить курсы. Но, конечно, есть и приятные исключения».
Несмотря на то, что в настоящее время все больше девушек успешно управляют автомобилями, многие продолжают считать, что парни водят лучше. По словам инструктора, это, скорее, стереотип, чем правда жизни. Не было у него и учеников, которых невозможно было научить ездить на машине. «Я таких не встречал. Здесь все зависит от времени, которое человек готов потратить на обучение. Кому-то достаточно нескольких занятий, а кому-то требуются дополнительные. В прошлом году, например, права получила женщина 1954 года рождения».
Полагаясь на свой солидный опыт работы инструктором, Сергей Ильич считает, что начинать обучение в автошколе лучше всего весной или осенью, а его срок необходимо увеличить. «В некоторых странах курсы вождения автомобиля длятся шесть месяцев. Затем еще год человек ездит с временными правами и его периодически контролирует преподаватель».
Главной проблемой молодых водителей наш герой считает самоуверенность. «Многие из них убеждены в своей непогрешимости.
А это, как правило, заканчивается аварией. Я пытаюсь до них донести, что от умения водить автомобиль, зависит их здоровье и жизнь. В этом мне помогает то, что по характеру я человек спокойный, в общении могу обходить острые углы, да и обучение в педагогическом училище, где я изучал психологию и познакомился с принципами воспитания Антона Макаренко, не прошло бесследно».
В беседе с нами Сергей Ильич рассказал о стрессовых ситуациях, в которых он побывал за время своей работы. «Если на дороге произошел какой-то инцидент, я прошу ученика остановиться, чтобы разобрать сложившуюся обстановку. Если виноват он, я указываю ему на это, говорю, что водитель должен просчитывать ситуацию на шаг вперед, а если ошибся другой, то напоминаю правило «ДДД» - дай дорогу дураку. Его ученики на такие ситуации реагируют по-разному. «У одних нормальная реакция: лица бледнеют, руки трясутся. А другие остаются спокойными. Я считаю, что водителю такая твердость характера может только навредить. На дороге надо немного бояться, чтобы быть постоянно внимательным и сосредоточенным, ведь автомобиль – это источник повышенной опасности».
За время своей работы с нашим героем случались и комичные ситуации. Однажды он обучал девушку, находящуюся на 8-м месяце беременности. В поездке ей стало плохо. «Я думал, что мне придется принимать роды. К счастью, все обошлось». Другая его ученица никак не могла подобрать обувь для вождения. Тогда на занятие она принесла огромный баул с сапогами, туфлями, босоножками и кроссовками. И пока все не попробовала в деле, на трассу так и не выехала.
Культура вождения на российских дорогах – это больная тема, на которую можно долго рассуждать. Высказался по этому вопросу и Сергей Ильич: «Она зависит от общей культуры человека. От того, как он ведет себя в общении с другими людьми. Хам в жизни, он и на дороге – хам. Именно поэтому молодые водители, недавно получившие права, уже позволяют себе садиться за руль в нетрезвом виде. Такое поведение сформировано в них задолго до того, как они стали автомобилистами. Мы же все родом из детства. Кроме того, влияет и недостаток контроля. Штат сотрудников ГИБДД сократили, они физически не успевают за всем усмотреть. Отрицательно влияет и возможность оформления некоторых ДТП без полицейских. А если кто-то из участников столкновения в это время был в нетрезвом виде? Он в этом случае избежит наказания».
В завершение нашего разговора инструктор дал напутствие начинающим автомобилистам: «Молодым водителям очень сложно преодолеть страх и научиться быстро чувствовать машину. Желаю им быстрее справиться с этим состоянием. Не каждый новичок готов признать себя «чайником». Запомните, что все опытные водители и даже пилоты «Формулы-1» в свое время были такими «чайниками». Учитесь, и все у вас получится. Помимо этого, хочу пожелать всем уверенности в себе и уважительного отношения к другим участникам дорожного движения».
Автор: Андрей Казаков