Самогонская царица

Деревня как деревня, по всей России сотни таких. Не далеко и не близко от райцентра. Жителей – сотни полторы, остальные разъехались. Из тех, кто не уехал, – половина на пенсии, а экономически активное население проявляет свою активность в основном на вахтах или ездит на работу в райцентр. И многие – в числе клиентов местной самогонщицы.

Туда не зарастет народная тропа...

За неделю до поездки состоялся такой телефонный разговор:

- Жалко нашу деревню, спивается народ! – говорил человек, назвавшийся Михаилом Анатольевичем. - Есть у нас одна… нехорошая женщина, из-за нее все. Раньше, бывало, надо субботник провести – нет проблем, все приходят. Сейчас… Или на вахте, или пьют, или похмеляются. Трезвых, да таких, кому на деревню не наплевать, мало совсем.

     И вот мы уже проезжаем «сверток» на деревню, за окном машины - заброшенная животноводческая ферма: будто обглоданные ребра темнеют железобетонные конструкции на фоне синего неба. В центре – так и недостроенный магазин-стекляшка. Да, знавала деревушка лучшие времена! Но что проку о том вспоминать? Михаил Анатольевич меня встретил, предложил называть себя дядей Мишей и повел по деревне. 

- Вон в том доме, - он машет рукой на большой, но какой-то неаккуратный дом за глухим забором из профлиста, - наша царица самогонская живет! – и, невесело хмыкнув, добавляет: - Видите? Из трубы в бане дым идет? У нее все время баня топится. Варит зелье свое, зараза! - комментирует дядя Миша. От него я узнаю, что у царицы в клиентах – вся деревня, из них человек 12 – постоянные, которые ходят к ней каждый день. 

     Глухой забор остался позади, потянулись заборы попроще, некоторые совсем покосились. Перед домами снег аккуратно вычищен хозяевами, а перед одной потемневшей избенкой лежит нетронутый. Увязая по щиколотку в снегу, из ворот нам навстречу бредет бабулька с палочкой. Дядя Миша с ней поздоровался и спрашивает: 

- К ней?
- К ней, Миша, куда ж еще! 
- Баба Шура, пенсии своей не жалеешь, так хоть себя пожалей! 
- Ой, не говори! Какие деньги я ей таскаю! За тот месяц четыре тыщи унесла, сейчас опять долг уже накопился. Но не могу. Надо мне! Понимаешь? Надо! – и старушка засеменила к тому самому дому за глухим забором, а мы двинулись по деревне дальше.

- Вот помните, мороз стоял 40 градусов? – рассказывает дядя Миша. - В тот день другая наша бабушка мне звонит, говорит, что перед ее домом на дороге лежит какой-то мужик, то ли живой, то ли мертвый: сама-то она побоялась выйти посмотреть. Я и пошел. Вот как раз здесь, где идем сейчас, он и лежал. Оказалось, это один из постоянных клиентов царицы, пьяный в уматинушку. Кое-как уволок в его халупу. Свалился бы он где-нибудь не на глазах, при тогдашнем морозе было бы час делов – и до свидания! Схоронили бы. И что? На другой день он уж снова к царице почесал.

Никто не хочет связываться

Меня посещает идея:

– Может, я к ней, к царице, сейчас зайду вроде как купить бутылочку ну и познакомлюсь заодно?
- Вот уж не советую! Вы – человек ей незнакомый, она поосторожничает, вам не продаст. 
- Так пойдемте вместе!
- Мы с ней в контрах, мне она тоже не продаст. Так-то она вроде веселая, хохочет все, а чуть что не по ней – бросается, как бешеная кошка. Может лицо расцарапать, в волосы вцепиться. С ней у нас никто не связывается: себе дороже. 
- Она намного моложе вас. Какой она в детстве была? 
- А кто ее знает? Она не из наших. Еще в 90-е приехала сюда с сожителем своим. Поначалу хозяйство развела, коров держала, но запала года на три хватило, не больше. Потом взялась в соседнем селе брать паленую водку оптом и здесь торговать. У нас всегда кто-нибудь да торговал спиртным. Но те были местные, с ними можно было по-человечески договориться, мол, так и так, не продавай ты моему брату или мужу, нельзя ему совсем. И они не продают. А с этой бесполезно разговаривать: «Пусть не берет!» - вот и весь сказ. Другие-то уже давненько лавочку прикрыли, видать, конкуренции не выдержали, а она - процветает. Между прочим, у нее сервис на высоте!

- Это как?
- А вот так! Продаст кому-­нибудь с вечера, а наутро люди, понятное дело, с бодуна маются. А царица тут является, типа проведать: «Что, болеешь? Я тебе пох­мелиться принесла! Денег сейчас не надо, с получки отдашь!»

     Дальше я узнала от дяди Миши, что царица и сама одно время «запивалась конкретно», потом закодировалась. Что был в ее бизнесе несколько лет назад настоящий «кризис»: перед Пасхой самой, в Чистый четверг, ее поставщика «почистили», иными словами – полиция с ним разобралась. Но царица не растерялась и сама взялась за производство, приспособив баню под самогонный заводик. «Два раза в неделю в Тару гоняет за сахаром, машину каждый раз заказывает. Представляете, какой размах?!» - возмущается дядя Миша.
     Идем дальше, по левую руку – давнее пожарище, сухие будылья крапивы и репейника торчат между заснеженными горелками. 

- А вот, кстати, тоже ее, царицына, вина, - объявляет мой спутник. – Здесь ее дальние родственники жили, она их споила. Совсем люди опустились, даже дров не заготовили на зиму и обогревались электрической плиткой. Как-то они напились и дрыхли оба, а плитка тут же стояла включенная. На нее краешек шторки попал и загорелся. Хорошо еще, день был, дети на улице бегали и увидели дым. Народ сбежался тушить. Да где там? Хорошо хоть соседние дома отстояли. А царица тоже пришла посмотреть на пожар – и давай на телефон снимать. Люди ей говорят, как, мол, тебе не стыдно, из-за тебя же люди погорели. А у нее как всегда один ответ: «А не покупайте!»

Есть секретный ингредиент?

- Так может, и правда, пусть не покупают? Не стоит переживать за тех, кто пьет, это их выбор! Вы, например, не хотите пить – и не пьете. Кто хочет жить по-человечески, те живут… А не будут покупать – 
не будут продавать, ведь спрос рождает предложение. 
- Слаб человек! Не было бы соблазна перед глазами, так сколько еще народу жило б сейчас нормально, а не тащили свои пенсии и копеечные зарплаты царице в карман. Не каждый может жить сознательно. Вот Юра – редкий человек, он может.

    Мы как раз подошли к дому единомышленника дяди Миши, вахтовика Юрия, который присо­единился к нашему разговору. Выяснилось, что у него есть теория насчет востребованности зелья, изготовленного царицей: 

- Хоть бы она нормальную самогонку гнала, а то ведь подмешивает какую-то дрянь! – возмутился он, а дядя Миша согласно кивнул. 
- Отраву, что ли, добавляет? – обалдела я.
- Да не знаю, отраву или что. Но люди пьют – и остановиться не могут, - объяснил новый знакомый. - Сколько она народу до смерти довела! Знаете, что у нее за забором? Целая свиноферма! Только сама она за скотиной не ходит. И снег не чистит, и картошку не копает. А есть у нее работники, которых она на свое зелье подсадила, кто допился до того, что готов за бутылку на нее батрачить. 

     И мы уж заметили: стал царицыным рабом – скоро окочурится.
     И Юрий с дядей Мишей начали наперебой вспоминать, как один мужик рубил царице пристрой за ежедневную порцию зелья, 50-ти лет ему не было, даже не довел до конца работу – помер. Другой батрак в таких же годах повесился с похмелья. Еще одному было 64 года, но крепкий такой, морпех в прошлом, так он на своем крылечке богу душу отдал, как собака. Молодую женщину, лет 30 где-то, нашли мертвой в доме, а сожитель ее тем временем еще не проспался, храпел там же. 

- Какую, - говорю, - им причину смерти написали? Не знаете?
- Не знаем. Но мы все тут думаем, что если бы не царицына самогонка, все бы еще были живы. 
«Да, - думаю про себя, - может, и не добавляет она ничего в свою самогонку, но самогон – это вам не молоко коровье, и даже не магазинная водка, никаких ГОСТов и ТУ на него нет. Чего там намешано – никто не проверит».

«Все знают» - не аргумент

КСТАТИ

За 2020 год участковыми уполномоченными полиции ОМВД России по Тарскому району было составлено 36 административных протоколов за реализацию спиртосодержащей продукции по ст. 14.17.1.1. КоАП РФ. 
Если гражданин совершает такое правонарушение повторно, то его привлекают к уголовной ответственности по ст. 171.4 УК РФ - Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. И за прошлый год по этой статье было возбуждено 6 уголовных дел, это в 3 раза больше, чем в 2019 году.
В течение 2020 года было изъято из незаконного оборота 286,75 л алкогольной продукции.

- А почему вы ее царицей-то зовете? За то, что рабов держит? – поинтересовалась я. 
- Ну и за это тоже, - хмыкнул дядя Миша. – Но главное, это потому, что управы на нее никакой нет. Она такая наглая, потому что никто ей ничего сделать не может. Люди не хотят скандалить, а полиция не шевелится.

- А вы обращались в полицию?
- Я через нашего главу поселения письмо участковому передавал. Но с тех пор - ни слуху ни духу. Да и какой смысл обращаться? 

     И так ведь все всё знают, хотели бы – давно бы с ней разобрались. А может, крыша у нее там есть, откуда мы знаем…

- «Все знают» - в протокол не запишешь, - возразила я. - Да и заявление через других людей передавать – тоже не дело: даже не известно, попало оно в полицию или нет. А верить, будто полиция прикрывает проделки самогонской царицы, мне не хочется. 

     Дядя Миша снова хмыкнул и констатировал: «Видно, ничего вы не сделаете!» - и на этом наша прогулка по деревне закончилась. 
     Прав дядя Миша: ничего я царице не сделаю, могу только эту статью написать. Но если у кого-то всерьез душа болит за свою деревню, он должен понимать, что не получится решить проблему, если «не связываться» с такими «безакцизно-самопальскими царями» и «самогонскими царицами». Все-таки придется прийти в полицию и написать заявление, поставив под ним свою подпись.
     Название деревни, о которой идет речь, я не указываю: наверняка о каждом селе, о любой деревеньке, о любом микрорайоне Тары можно написать похожую историю. И имена всех, с кем общалась, изменены: не хочется, чтобы у хороших людей были неприятности. 

     Вся информация передана в правоохранительные органы. Начальник отдела участковых уполномоченных полиции и ПДН ОМВД РФ по Тарскому району Юрий Мотовилов по этому поводу сказал:

- По всем вопросам, связанным с незаконной торговлей спиртосодержащей продукцией, необходимо обращаться к своим участковым, а еще лучше - напрямую ко мне по адресу: г. Тара, ул. Александровская, д. 78. 

     Фото Евгения Захарова


Автор: Алена Гришмановская
8 апреля 2021
3    1


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей