Эхо Каракуля

Нынешняя весна, сухая и ветреная, запомнится многочисленными лесными и полевыми пожарами, один из них в Большереченском районе уничтожил половину деревни Каракуль. Несомненно, эта трагедия заставила надзорные органы проводить больше проверок и более придирчиво спрашивать с сельских администраций выполнение требований пожарной безопасности, которые в этом году из-за внесенных в законодательство изменений стали значительно строже.

     Так, этой весной почти всем сельским администрациям Тарского района выписаны штрафы за нарушение требований пожарной безопасности – по 400 с лишним тысяч рублей. Однако главы считают, что новые требования были просто невыполнимы. 

Две минималки с копейками 

     Огонь, подгоняемый сильным ветром, пришел в Каракуль со стороны Колосовского района через лес и болота с камышом и уничтожил 14 жилых и 10 нежилых домов, магазин, немало техники и животных. К счастью, из людей никто не пострадал. Следственным комитетом заведено уголовное дело по факту халатности должностных лиц Администрации Уленкульского сельского поселения. Что стало причиной пожара – бездействие или стихийное бедствие – решит суд. 
Как бы то ни было, усилий главы сельского поселения Лейлы Мухаметшиной явно не хватило, чтобы предотвратить трагедию. Не спасла Каракуль и опашка, точнее, она оказалась недостаточно широкой, что подтверждает справедливость новых требований пожарной безопасности, вступивших в силу с 1 января этого года и расширивших минерализованную полосу до 10 метров. 

     Однако нынешней весной выполнить требования закона если и удалось, то лишь единичным сельским поселениям. Как пояснил начальник Территориального отдела надзорной деятельности по Тарскому району Александр Плюснин, в ходе плановых рейдов выявлено, что в начале мая вокруг населенных пунктов минполос 10-метровой ширины не было, тем самым нарушена часть 2 ст. 20.4 КоАП. Минимальный штраф – 200 тысяч, максимум – 400 тысяч, предупреждения кодексом не предусмотрены. Если в течение года поселения за нарушение противопожарных требований уже привлекались, это отягчающее обстоятельство, минималку уже не дашь, тогда штраф – более 200 тысяч. 

     После этого проверялась очистка территорий общего пользования от сухой растительности. Вновь не все везде чисто, и по той же статье все сельские администрации, за исключением литковской, должны выложить повторно по 200 с лишним бюджетных тысяч. Как удалось избежать штрафов литковцам, глава поселения комментировать отказалась – наверное, чудом.

Невечная, но мерзлота 

КОММЕНТАРИЙ:

Александр Плюснин,
начальник Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тарскому району:

- В соответствии с правилами пожарной безопасности, территория, граничащая с лесом, очищается от сухой растительности, валежника, веток и мусора на полосе шириной не менее 
10 метров от леса, либо лес отделяют минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра. 
Новопокровка и Новоекатериновка состоят в реестре населенных пунктов, которые закон не разделяет на жилые и нежилые. Даже если никто не живет, там остаются объекты – дома и строения, которые являются чьим-то имуществом, и их нужно защищать от огня. 
В отношении жителей сел, не убирающих сухую растительность на своих участках, главы поселений имеют полномочия составить протокол за нарушение правил благо­устройства, которые есть в каждом сельском поселении, и обратиться в районную административную комиссию. Но, к сожалению, они это делают редко. 
Когда мы проводили плановые осмотры населенных пунктов, мы выявляли, в частности, заросшие сорняками дома. Сейчас устанавливаем правообладателей и будем привлекать их к административной ответственности, как это делали и в прошлые годы. Сложность в том, что чаще всего строения не имеют собственников. Значит, по закону такие участки должна брать на баланс местная администрация. 

     Но ведь в прошлые годы деревни и села опахивались ежегодно. Нужно было лишь расширить полосу кому-то в шесть раз, а кому-то лишь в три. Сложность только в том, что местным администрациям предстояло поднять целину. 

– Мы 30 апреля сделали опашку Тимирки, – рассказывает глава Пологрудовского поселения Иван Курсевич, – там без замечаний, обошли поселок Максим Горький… 

     А Пятилетку опахивали четыре дня. Привлекли несколько предпринимателей, там местами мерзлота совсем не оттаяла, а на солнце – болота и грязь. Мы пробовали «Белорусом», потом я отправлял туда гусеничные ДТ-75 с лущильником, цепляли 4-корпусный плуг… 

     С подобным столкнулись и другие поселения. А там, где нет хозяйствующих субъектов, как, например, в Самсоново или Усть-Таре, задача существенно осложнялась. Частники неохотно соглашаются работать в долг, да и технику жалко. Их уговорить – еще надо суметь, что, собственно, главам удалось, но в итоге и там, и там – поломаны плуги. 

– До начала пожароопасного периода, 25 апреля, – рассказывает глава Черняевского поселения Николай Белых, – я попросил в Кольтюгино трактор опахать Совкрестьянку, 600 метров всего. Попытались – не получилось: очень сыро было под травой, плуг не лез. Целина же! Мы решили подождать, ведь на три недели к нам весна приходит позже, чем в южные районы области. Почему Усть-Ишим, Тару к ним приравнивают? Это не справедливо: там уже отжигают, а у нас еще снег лежит. Как только он растает, трава подсохнет, сделать бы контролируемый отжиг, но в области объявляется особый противопожарный период, во время которого это делать строго запрещено. На совещании мы просили пожнадзор решить вопрос по отжигам и опашке, но никто не решил. 

     Руководители поселений говорят: были бы нововведения приняты прошлым летом, они осенью, когда и делается опашка, осилили бы требуемые 10 метров. Хотя с целесообразностью минполосы селяне согласны не везде. 

– На карте Екатерининского поселения, – говорит его глава Юрий Козлов, – еще остаются два населенных пункта – Новоекатериновка и Новопокровка, но они уже давно не существуют. Там нет ни одного жителя, даже по прописке. Более того, в Новопокровке земля в собственности радиозавода «Кварц». Для чего их опахивать? Тем не менее за отсутствие минполосы нам выписали штраф. 

     Интересная ситуация в Атирском поселении. В деревне Быган проживают лишь два человека, один дом. Только его оборонять? Или всю деревню окружать минполосой? Этот вопрос для местной администрации остается открытым. А есть еще одна проблема. 

– Обойти Атирку плугом, – говорит глава Иван Кириллов, – не удастся, в лесу ведь живем: корни деревьев не позволят. Отжиг тоже невозможен. Поэтому самое большее, что мы можем, проскрести полосу лопатой бульдозера, в ее ширину. 

     Вообще, в Тарском районе немало мест, где граница между населенным пунктом и лесом размыта. Деревья подступают к огородам и даже «перешагивают» заборы, как, например, в Междуречье или Екатерининском. И теперь вырубать те сосны – гордость этих сел – и корчевать пни? Или отводить в местном бюджете ежегодно по 200 тысяч на штрафы? У екатерининцев, по всей видимости, выбора нет, там сразу за околицей – особо охраняемая природная территория, куда и на мотоцикле-то заезжать нельзя.

Сколько стоит опашка?

     Помимо того, что создание минполосы нынешней весной потребовало немало сил и нервов, оно еще обошлось в копеечку. 

     В прежние годы не было необходимости бороться с целиной, пахали паханое, и то из районного бюджета выделяли денежку на дизтопливо, в прошлом – по 3,5 тысячи. Этой весной, до особого периода, – не дали ничего, хотя затраты увеличились в разы.

     Черняево, где протяженность полосы всего 900 метров, говорит, что на опашку хватит 10 тысяч. Усть-Таре, где 9,5 км, надо тысяч 50-60. Объединенному Атирскому поселению с Имшегальским – 180 тысяч.

– В поселениях стоимость опашки совершенно разная, – пояснил начальник отдела ГО и ЧС районной администрации Анатолий Крутаков, – у кого-то километр обошелся в 3 тысячи, а у кого-то – 8 тысяч, прежде чем компенсировать затраты, требовалось рассчитать хотя бы приблизительный норматив, усреднить и помогать исходя из километража. После выполнения работ мы собрали документы, подтверждающие, во сколько это обошлось, будем возмещать расходы, но, конечно, не в полном объеме. 

     Между тем руководитель пожарного надзора Александр Плюснин говорит, что опашка плугом совсем необязательна. Минполоса – это почва без растительности, которая остановит огонь. И сделать ее можно было до объявления особого противопожарного режима и до проверки, проведенной 2 мая, главы же начали эту работу только после составленных протоколов. После вынесения решения надзорного органа, если администрации не согласны, у них есть 
10 дней на обжалование. И тогда уже дело будет рассматриваться в суде.

Все равно получишь штраф 

     Второй штраф поселения получили за неочистку мест общего пользования. 

– За неубранные сорняки и мусор, – поясняет Николай Белых, – только где этот не­убранный мусор? На фотографиях те места я узнать не смог. И в Черняево, и в Кольтюгино, и в Совкрестьянке – практически идеальная чистота. У нас есть в МУПе трактор и косилка, которые работают всю осень. По сути, нам дали штраф за бурьян в чьих-то огородах, хотя все майские праздники, я лично (тракторист сломал ногу) ездил на бульдозере – помогал старикам и убирал бурьян в брошенных домах. Но навести порядок во всей деревне я в одночасье не могу. Впрочем, пожарные знают, что я кошу каждый год, даже на видео снимали в качестве положительного примера, в прошлом году мне вручили в честь юбилея МЧС медаль. А сейчас выписали штраф.

     Иван Курсевич считает, что тоже наказан большей частью за бурьян в огородах, а еще – за овраги, их и сфотографировали проверяющие в Пологрудово: 

– Мы и с людьми работаем, их уговариваем, и субботники проводим. Обочины дорог выкашиваются, есть договоры, привлекаем на общественные работы, но все убрать невозможно. У меня поселок протяженностью 10 километров и оврагов хватает. Я должен и их все очищать?

     После всего случившегося руководители поселений сетуют, что у них опускаются руки. Зачем работать, если все равно тебя накажут, все равно получишь штраф? Как в той пословице: и в шапке дурак, и без шапки дурак.

Бурьян и безнаказанность

     Главы все твердят про опашку, а пахать, оказывается, необязательно. Как тут не вспомнить одну телерекламу: «А мужики-то не знают!» И спросить: «Почему?»

– Раньше создавалась какая-то рабочая комиссия, был оперативный штаб, – отвечает Николай Белых, – перед пожароопасным периодом нас собирали по 4-5 раз. В этом году требования изменились, а нам никто ничего не объяснял. Например, в Кольтюгино – с одной стороны озеро, с другой – пашня. За 15 лет моей работы не было никаких претензий, а тут говорят: все равно нужна минполоса. Но ведь можно же пожарным проехать по поселениям и посмотреть. Мы где-то, может, не видим, а они-то профессионалы. Так показали бы, что нам нужно сделать. 

      По словам Ивана Курсевича, то же самое и в Пологрудово: с одной стороны – Иртыш, с другой – лес, дороги, речка и болота, которые никогда не опахивались. Протокол нынче стал сюрпризом. Может, плуг еще на катер поставить и - по Иртышу?.. 

     Все-таки главы считают, что опаснее пришлых палов бурьян внутри самих сел, но он на частных землях. Кто-то из жителей не желает палец о палец ударить, кто-то бросил дом и о нем забыл. На уговоры местной власти многие просто не обращают внимания.

– Сколько раз мы просили пожарный надзор приехать к нам в форме, дать штраф двум-трем нарушителям, – продолжает черняевский глава, – остальные задумаются, начнут выкашивать сухую траву, приезжать и очищать брошенные дома или избавляться от своей собственности. Но безнаказанными остаются даже те, кто разводит огонь. Нынешней весной еду из Тары, вижу дым, горят луга, вместе с участковым мы поймали поджигателя. Я сообщил пожарным, мне сказали: «Вы их сами накажите». И никто не приехал. В прошлом году тоже лично сам ловил – приехали дня через два, никого не наказали, зато мне претензии предъявили по поводу зарослей в огородах.

Бюджет со знаком «минус»

КОММЕНТАРИЙ:

Первый заместитель главы Тарского муниципального района Николай Мугак:
– Новые противопожарные требования вступили в силу с 1 января этого года, когда бюджеты сельских поселений уже были утверждены. Понятно, что дополнительные деньги, которые понадобятся весной, предусмотрены не были. Кто-то решил эти вопросы самостоятельно, а 10 поселений обратились в комиссию ГО и ЧС. К настоящему времени, после проведения локально-сметных расчетов, им оказана финансовая поддержка на опашку из резервного фонда районного бюджета. Суммы выделяются исходя из протяженности опашки и рассчитанного норматива – около 3,6 тыс. за километр минерализованной полосы. Кроме того, районная администрация оказывает поселениям юридическую помощь при обращении в суд и будет участвовать в заседаниях в качестве третьего лица.

     Итак, 400 с лишним тысяч руб­лей – это много или мало? Давайте сравним с годовыми бюджетами сельских поселений. Например, в Екатерининском он 8 млн руб. с небольшим, в Атирке и Пологрудово – около 7, в Черняево – 3,5 млн руб., причем здесь и дорожный фонд, и покупка топлива, и зарплаты, и все прочие расходы. Значит, селянам придется экономить на участии в спортивных и культурных мероприятиях, замене перегоревших лампочек, ремонте водопроводов… А усть-тарская казна – даже менее 1,5 миллиона. То есть ее почти третья часть сейчас уйдет на штрафы, которые пополнят федеральный бюджет, оставив местный со знаком «–». 

– Мы планировали закончить ремонт в клубах Пологрудово и поселка Максим Горький, обшить библиотеку, – говорит Иван Курсевич, – заказали детскую площадку, пластиковые окна… Но нам уже пришлось на противопожарные мероприятия потратить тысяч 250: на сигнализацию, пропитку, замену дверей, мотопмпы, подготовку техники. Да еще 400 снимут! И я перед депутатами и односельчанами окажусь болтуном. 

     Неудивительно, что ряд глав, если суд их не оправдает, готовы покинуть свой пост, и не факт, что удастся найти достойного человека на такую расстрельную должность, где полномочий – масса, бюджетных средств – минимум, а надзорные органы добросовестно требуют выполнения закона. 
     Кстати, не во всех соседних районах такая же ситуация. Где-то администрации не коснулись штрафов за минполосы, да и за бурьян привлечены далеко не все. Почему так? Возможно, там есть не только система наказаний, но и решений проблем, а также работает механизм взаимодействия между главами поселений, районной администрацией и пожарным надзором. 


Автор: Сергей Алферов
8 июля 2021
2    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей