Уроки природы с профессором Соловьевым

Сегодня екатерининские школьники решают важную экологическую задачу, связанную с сохранением и приумножением природных ресурсов Тарского Прииртышья. Их научным наставником стал профессор, доктор биологических наук Сергей Соловьев.

КСТАТИ

Ежегодно 10 ноября отмечается Всемирный день науки, являющийся своего рода напоминанием человечеству о том, что научно-технические достижения должны быть использованы в интересах мира и развития на благо общества. 

     Недавно Сергей Александрович вместе со школьниками в очередной раз побывал на экологической тропе «Екатерининский бор». Мало кто знает, что эта территория - ключевой участок для мониторинга состояния животного и растительного мира Тарского Прииртышья и для ведения Красной книги Омской области. Здесь ученые с помощью местных юных исследователей занимаются сбором данных по численности и распределению животных и растений Тарского и Седельниковского районов. Особый интерес в этом исследовании представляют живые индикаторы состояния экосистем – пернатые. 

- Птицы, отгнездившись в наших краях, улетают для зимовки на юг, но весной они вернутся сюда, ведь здесь их родина, - говорит профессор Соловьев. – Территория подтаежных лесов, где располагаются Седельниковский и Тарский районы, простирается от Зауралья до новосибирского Академгородка. Наличие ключевого участка в селе Екатерининском, на  «Заставе Ермака», позволяет максимально достоверно оценить состояние ресурсов животного и растительного мира правобережной лесной части Омской области севернее реки Тара. Особенно важно изучать состояния биоразнообразия животного и растительного мира сейчас - в период нестабильного климата.

     На вопрос о том, как в Омском регионе изменился природный мир за последние десятилетия, профессор ответил, что снизилась численность «приведенных» человеком в Сибирь некоторых видов птиц. Например, стало меньше домовых воробьев, появившихся в наших краях вместе с земледельцами. Вместе с тем в июне этого года в Омске, на территории природного парка «Птичья гавань», более недели пребывало шесть розовых пеликанов, которые там отдыхали, а питаться летали на Иртыш. Дело в том, что в южной части территории бывшего Советского Союза (Северная Евразия) происходит иссушение ландшафтов и мест обитания животных. Южные птицы (пеликаны, большие белые цапли, пеганки и другие) смещаются на север - в центр Омской области, в северную лесостепь и подтаежные леса, где находят для жизни более обводненные и корм­ные территории. Среди основных зимних видов птиц, населяющих нашу местность, ученый назвал глухаря, кедровку, сойку, большого пестрого дятла, снегиря, свиристеля, щура, большую синицу и дрозда-рябинника. Интересно, что еще лет тридцать назад дрозды-­рябинники отказались летать на зимовку в теплые страны и в настоя­щее время они - единственные из семейства дроздов, кто остаются на зимовку в России и круглогодично пребывают здесь.

СПРАВКА

Сергей Александрович Соловьев – профессор, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН и кафедры биогеографии МГУ им. М.В. Ломоносова, автор 340 научных трудов, председатель Омского отделения Союза охраны птиц России.

     Об этом профессор Соловьев рассказывает местным школьникам. И не только интересно рассказывает, но и предлагает самим изучать природу родного края вместе с учеными Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук. Вместе они выходят на экотропу «Екатерининский бор», слушают голоса птиц и наблюдают за ними. А далее обсуждают варианты решения задачи по сохранению их популяции. Для этого, по словам ученого, сначала нужно составить современный список видов птиц Седельниковского и Тарского районов, а затем подготовить для них корма на зиму и установить кормушки в каждом дворе Тары, Седельниково, Екатерининского и всех поселков Омской области. 

- Сергей Александрович учит ребят наблюдать за природой, - рассказывает педагог Екатерининской школы Ирина Демидович, которая сама нередко участвует в экологических акциях и вовлекает в исследовательскую работу школьников. – Это не первая встреча ученого-­биолога с детьми. Ребятам нравится общаться с профессором и в ближайшее время они займутся изготовлением кормушек и скворечников. Безусловно, такие встречи прививают детям любовь к природе родного края, своей малой Родине.


Автор: Наталья Шатова
20 декабря 2021
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей