Ползуче-летучая напасть

– Это лиственница? – задаем мы вопрос специалистам Васисского лесничества, глядя на голое дерево в одном из лесных кварталов в верховьях Туя. – Нет, это кедр, – слышим в ответ, – просто его хвою летом объел сибирский шелкопряд. 

     Наверное, большинству читателей приходилось видеть по дороге в Омск березовые леса без листвы, объеденной гусеницами непарного шелкопряда. Добралась эта тварь и до Тарского района: в прошлом году вредитель был замечен в окрестностях Туралов, однако бедствие больших масштабов пока не достигло. А вот на самом севере области такие насекомые хозяйничают вовсю. Правда, это немного другой вид шелкопряда – сибирский, но прожорлив он нисколько не меньше. По данным космического мониторинга в 2018-м очаги распространения вредителей зафиксированы на площади 16,7 га. На этой неделе в Васиссе работают лесопатологи, которые добираются по проторенным лесорубами зимникам до пострадавших лесных массивов и провеодят необходимые обследования.
     Сибирский шелкопряд – это крупная бабочка светло-серо-желто-коричневого цвета, похожая на огромную моль. Пищей для нее являются хвойные породы деревьев – ель, пихта, кедр. Сосна ей почему-то не нравится, и рядом с голой елкой или пихтой может оставаться вполне зеленой. Впрочем, сама бабочка хвоей не питается, она вообще ничего не ест, зато, появившись во второй половине июля, откладывает в среднем около 300 яиц. Через две-три недели из них выходят гусеницы – пожирательницы хвои. В конце сентября они спускаются с деревьев на зимовку – в подстилку, под мох. В мае, после схода снега, оголодавшие вредители ползут по стволу вверх, в кроны, где пируют до следующей осени. Потом снова зимуют. На следующий год, в июне, они окукливаются на ветвях в плотных серых коконах и вскоре превращаются в бабочек. 
     Этот вид насекомых в небольшом количестве живет в лесу всегда, но в отдельные годы вдруг популяция мгновенно разрастается. За последние несколько лет от шелкопряда сильно пострадали леса Томской области, предположительно, оттуда эта беда к нам и пришла. Нашим соседям на борьбу со злом государство выделило многомиллионную субсидию. Главное управление лесного хозяйства Омского региона тоже поднимало этот вопрос в столице, но помощи пока не получило. Единственный эффективный метод – применение химических препаратов, средств массового поражения, так сказать. Однако они запрещены в водоохранных зонах. А там как раз находятся болота, из которых берет начало множество речек. Кроме того, по результатам летнего мониторинга, вспышка популяции постепенно гаснет и ее дальнейшее массовое распространение не прогнозируется, поскольку заселенные шелкопрядом участки локализованы естественными преградами – болотистой местностью и насаждениями лиственных пород. Действительно, в летний период, когда этот вредитель активен, до поврежденных им лесов можно добраться только на вертолете. Надеемся, для бабочек это расстояние, в обратном направлении, тоже окажется непреодолимым. Впрочем, ущерб от них уже сейчас исчисляется миллионами, ведь хвойные деревья, полностью объеденные шелкопрядом, в отличие от лиственных, потом погибают.


Автор: Сергей Алферов
10 апреля 2019
0    1


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей