Город начинается с вокзала

Трудно судить о чьем-то доме, побывав только у порога, так и о населенном пункте – лишь по автобусной станции. Собственно, вокзал у нас как вокзал, таких в стране тысячи. Но приходится часто сталкиваться с мелочами или, наоборот, их отсутствием, что вынуждает корректировать планы либо даже портит поездку, а гостям, соответственно, и впечатление о нашем городе.

     Сейчас территория Тарского автовокзала выглядит сравнительно гладкой. Снежно-­ледяной покров спрятал неровности асфальта. Но с приходом весны он станет шершавым, даже чересчур: ямы и выбоины вновь обнажатся, наполнятся водой, заставляя пассажиров с сумками выписывать замысловатые круги и тащить чемоданы с колесиками на спине. 
     Асфальт вокруг здания вокзала давно уже ждет обновления. Так и хочется спросить: куда смотрят местные власти?! Однако, если мэрия направит какие-то деньги на этот участок, обнесенный железным забором, будет отвечать за нецелевое использование средств, ведь у него есть конкретный хозяин – АО «Омскоблавтотранс». Он и должен благоустраивать свои владения. Но даже в относительно благополучные времена, даже когда автобусы этого предприятия работали в Таре на городских маршрутах, наш вокзал не был избалован его вниманием. Теперь же главный перевозчик области на грани банкротства. По решению арбитражного суда, вынесенному в октябре прошлого года, он должен был выплатить ИП Гукасяну более 11 млн рублей. А чуть раньше, в июле, чтобы погасить свой долг, передал ему в аренду Тарский автовокзал. 
     Раз уж мы начали с ям и неровностей, то спросили Хачика Гукасяна, который недавно построил в Таре свой асфальтовый завод, есть ли в его планах какое-то благоустройство. Он ответил, что готов не только привести в порядок территорию, но и сделать полную реконструкцию автовокзала в счет арендной платы. Если бы, конечно, собственник на это согласился…  
     В расписании движения автобусов по району местом отправления некоторых из них значится улица Кузнечная. «Это где?» – спросят многие. А это у ворот автовокзала. Тогда почему бы не отправлять автобусы с посадочной платформы? За шлагбаум их не пускают. Да и билеты в Соусканово, Ермаковку, Васисс или Нагорное не купишь в кассе, потому что у перевозчика ИП Кнаппа нет с автовокзалом договора. 
     Эта история началась давно, как только автобусы предпринимателей Владимира Колесника и Сергея Кнаппа отправились в села района. Автовокзал за свои услуги просил денежку и немалую. По словам Сергея Валентиновича, до недавнего времени «Омскоблавтотранс» требовал 22-24% от суммы проданных билетов, в то же время перечислял перевозчикам деньги с задержкой. Выручка же на этих маршрутах вместе с дотацией из бюджета едва перекрывает затраты, которые растут чуть ли не каждый день. Если, например, прошлым летом автобусное колесо стоило 5,6 тыс. рублей, то сейчас уже 12 тысяч. И это, видимо, не предел. Одновременно подорожали и другие запчасти, и ГСМ, а пассажиропоток из-за пандемии резко упал, следовательно, и доходы предприятия – платить вокзалу просто не из чего. 
   Понятно, что перевозчики, стараясь выжить в создавшихся условиях, стремятся минимизировать расходы, насколько возможно. Вокзал, наоборот, зарабатывает на продаже билетов и отправке автобусов. Сейчас, с приходом туда арендатора, появилась надежда, что уже в марте им удастся договориться о цене, устраивающей обе стороны, – 10-15 процентах. 
     Впрочем, жители сел, которые ездят постоянно, уже привыкли к существующему порядку вещей: знают, откуда и во сколько отправится автобус. Тем не менее ждать его под дождем или при прочих капризах погоды не очень-то приятно. Тут вообще стоит сказать о привокзальной площади, если можно ее так назвать. С одной стороны узкой проезжей части улицы Кузнечной – территория, стихийно застраивающаяся торговыми точками. С другой стороны, рядом с обочиной, на которой происходит посадка в «Газели» и частные легковушки, – глубокая канава: вот-вот улетишь! Ни оборудованной стоянки для транспорта встречающих и провожающих, ни места для многочисленных такси… 

В конце февраля в редакцию обратился молодой человек с вопросом:

– А разве Тара не в Омской области?
– ?
– Я собирался уезжать в Омск на учебу 23 февраля, пошел на вокзал, чтобы заранее купить билет на 15:00 на микроавтобус. Но мне в кассе сказали, что этот маршрут обслуживает ИП Гукасян и на нем льгота для студентов не действует: нет какого-то договора. Предложили прийти в день отправки, за полчаса до нее, и уехать на проходящем автобусе из Усть-Ишима в 14:05. На автобусах «Облавтотранса» по студенческому билету ездить можно. Но ведь перевозчики – не меценаты. Им эту скидку компенсируют из областного бюджета. 

     На следующий день после разговора с арендатором, который был весьма удивлен отказом студенту, в кассе автовокзала нам сообщили: 

– С сегодняшнего дня билет купить можно. 
– Что произошло?
– Начальство так решило.

     Ладно, одной проблемой меньше, и студентам не нужно будет караулить тевризские или знаменские автобусы либо трястись на пазике, а это особая тема. Ведь даже в советские времена, даже в 90-е из Омска в Тару ходили большие автобусы, хотя бы «Икарусы». А что произошло сейчас? Неужели у «Омск­облавтотранса» так плохи дела, что нам теперь подсовывают ПАЗы, нередко с жесткими сиденьями? 

     Появление интернета и мобильных средств связи избавило нас от нужды бежать за билетом на вокзал или в аэропорт. Правда, на автобус онлайн-­продажа доступна не всегда: сайт «Омскоблавтотранса» часто висит. Конечно, у нас просят прощения за причиненные неудобства, но от этого не легче. Однако если из Омска в Тару по электронному билету уехать еще удается, то обратно уже более полугода невозможно. На экране появляется надпись: «В данный момент информация по запрашиваемому Вами рейсу недоступна». 
     Оказывается, с тех пор как вокзал перешел в руки арендатора, Омск и Тара друг друга не видят. Мы писали об этом еще в ноябре прошлого года. Нас заверили, что программисты озадачены, но прошло два месяца – с места ничего не сдвинулось. Тогда наши читатели решили поторопить предпринимателя, обратившись в областной Минстрой. Чиновники ответили, что данный сервис для автовокзалов не является обязательным, но в целях повышения качества обслуживания рекомендовали ИП Гукасяну проработать вопрос о предварительной продаже билетов на сайтах bilet.do, busfor.ru и других. В конце января он заключил договор с одной из IT-компаний, запуск онлайн-продаж был намечен на первую половину февраля. Прошел еще месяц… 
     Может, услуга и не обязательная, но все-таки в XXI веке живем. Почему Тара должна быть хуже остальных населенных пунктов? Более того, в кассе автовокзала не всегда можно рассчитаться картой: имеющийся терминал, видите ли, подключен к другому компьютеру. Кто ж так борется за пассажира? Это в советские времена не было конкуренции и вокзал стороной мало кто обходил. А теперь возможность покупать по безналу (например, с кредитки), удаленно и по льготам – это преимущество, ради чего клиенты выбирают автовокзал. А за полную цену или за наличку можно найти других перевозчиков либо попутку на сайте BlaBlaCar. 

     Есть еще одна вокзальная «достопримечательность». Готовя этот материал, мы ради интереса перелистали газетные подшивки. Оказывается, о ней писали и пять, и десять, и пятнадцать лет назад. Это впечатления наших читателей… о туалете. Вот строки из письма, опубликованного в марте 2012 года: «С ними [туалетами] везде у нас беда: ни света нет, ни сумку некуда повесить… Однако по сравнению с подобными заведениями в Большеречье и Саргатском уборная на Тарском автовокзале – это вообще что-то из ряда вон выходящее. Пол давно покрыт толстым-толстым слоем льда, всем понятно, какого происхождения, того и гляди – поскользнешься, а огромные «сталагмиты» выросли за зиму из глубины отхожего места до самого-самого... Стараюсь, если есть время, сходить на Колхозный рынок, но такая возможность бывает далеко не всегда…» 
     Прошло ровно десять лет. Картина мало изменилась, хоть и построен другой «сортир». Заглянув туда, понимаешь, какое впечатление увозят с собой о нашем городе многие транзитные пассажиры.

     Не хотелось нам заканчивать на столь грустной ноте. Но Хачик Гукасян не стал нас чем-то обнадеживать. Да, планы по реконструкции вокзала у него есть. Однако на это еще нужны средства. А откуда их взять? Снова повторим, что цены неудержимо лезут вверх. На любые товары и продукты. Перевозчики же не могут сами поднять стоимость проезда, и, действительно, его цена на междугородних маршрутах стоит на месте уже несколько лет. Если деньги за проданные в Таре билеты на облатотрансовские автобусы ИП Гукасян в счет долга оставляет себе, то оплату билетов, проданных на свои машины в Омске, получить не может. Областное предприятие их просто не отдает и уже накопило новый долг – около 4 миллионов. 

– Если в течение лета с нами не рассчитаются, – сказал Хачик Манукович, – буду расторгать договор аренды.

Фото из архива газеты "Тарское Прииртышье"


Автор: Сергей Алферов
14 апреля 2022
4    3


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей