Наше, тарское!
О качестве и не только
Полки сетевых магазинов сейчас ломятся от изобилия. Граждане, измеряющие благосостояние народа наличием на них колбасы и водки, могут «кричать ура и в воздух чепчики бросать». Одних только наименований этих товаров сейчас столько, что не хватит и целой газетной полосы, чтобы их перечислить. Но если подойти к этой продукции с точки зрения качества, то выбор сделать не так уж и просто.
Возьмем, например, молоко. Люди старшего поколения помнят, что этот продукт имел свойство скисать. Не поставишь его вечером в холодильник - к утру оно уже может изменить вкус и вскоре превратиться в простоквашу. В то время почти в каждом районе был свой молочный комбинат. Теперь же картина иная: прежде, чем попасть в магазин, молоко путешествует несколько сотен километров, и это уже после того, как его собрали у поставщиков, переработали и расфасовали на заводе, на что тоже ушло как минимум 3-4 дня. Вот и приходится производителям, вступая в спор с природой, увеличивать сроки годности иногда и до полугода, что, несомненно, сказывается на качестве молока.
И тут мы наблюдаем парадокс. У некоторых наших граждан, купивших натуральные молочные продукты, может случиться шок или, как сейчас принято выражаться, когнитивный диссонанс. Если молоко, простоявшее в холодильнике в открытом пакете, через 5 дней изменило вкус, то потребители начинают возмущаться и выражать недовольство относительно качества, забыв о его природных свойствах. Производители продуктов питания, злоупотребляя пищевыми добавками, настолько сбили наш «прицел» в этой области, что мы уже с трудом отличаем натуральное от ненатурального…
О проблемах
Беседовать супруги Журавлевы согласились не сразу. Но наши аргументы относительно того, что производителей в Таре и так можно по пальцам пересчитать, а значит, город должен знать, чем они живут и с какими трудностями сталкиваются, убедили предпринимателей, и разговор все же состоялся.
– Сетевые магазины не только мелкую торговлю скоро раздавят, но и таких производителей, как мы, – говорит Владимир. – Сложно убедить покупателя в том, что местная продукция нисколько не хуже, а лучше. Но он, придя в магазин, зачастую исходит из размера своих доходов и выбирает то, что дешевле или со скидкой. А натуральному продукту всегда сложно конкурировать с «химией».
– Кто вам поставляет мясо и молоко?
– Молоко мы покупаем в СПК «Литковский» и СПК «Чекрушанский», а мясо в СПК «Озерный», в ООО «Лидер» и у фермеров Тарского, Тевризского, Большереченского, Муромцевского и Колосовского районов. Себестоимость у нас, учитывая цены на ГСМ, электричество и то, что мы находимся на большом расстоянии от федеральных трасс, и без того немаленькая. Отдельная статья затрат - содержание дороги до предприятия. Но наедине с этой проблемой нас не оставила администрация, хоть и сама ограничена в средствах. Помогают чем могут: техникой, щебнем и добрым словом. А это, не побоюсь громких слов, вдохновляет, чувствуешь, что нужен своему городу.
Говоря о проблемах, Владимир упомянул и столь непопулярную у нас в настоящее время тему санкций. Когда эта «война» только начиналась, многие люди, живущие в провинции наподобие нашего города и в основной своей массе проводящие время перед экранами телевизоров, говорили, что Америке нас не достать: «Где мы, а где они, – рассуждали эти ура-патриоты. – Мы и на картошке проживем». Однако люди, занимающиеся конкретными делами, имеют по этому поводу другое мнение:
– Из-за санкций я, например, не смог купить то оборудование, которое мне было необходимо для мини-цехов. Оно производится в Украине, а отечественные агрегаты все в основном рассчитаны на большой объем сырья.
– В настоящее время, – добавляет Татьяна, – оборудование у нас от производителей из разных стран. Например, машина для подготовки фарша и тестомес - отечественные, пельмени «лепит» китайский механизм, а мясо коптит немецкий агрегат.
О персонале
Когда разговор зашел о кадрах, Владимир посетовал, что в Таре сложно найти квалифицированных специалистов для их производства. В Таре нет учебных заведений, которые бы их готовили, а студенты, обучающиеся в иногородних вузах, домой практически не возвращаются.
– Люди не дорожат местом работы, – говорит Владимир. – И во всем считают виноватыми работодателей. Многие приходят, просятся на работу, даже требуют принять, не имея необходимой специальности. А кем я их возьму?
– Молодежь тоже не всегда понимает, что для того, чтобы получить деньги, нужно работать, – вступает в разговор Татьяна. – Многие из них хотят красиво жить, не прикладывая к этому никаких усилий.
О производстве
Супруги Журавлевы начали свой перерабатывающий бизнес с заготовки мяса в 2009 году. Захотелось попробовать себя на новом поприще. Они приобрели цех, который находился в собственности одного из банков на территории Зверосовхоза, и стали закупать у населения коров и свиней. В 2013-м открыли первый магазин, а с 2014 года после ремонта и оснащения необходимым оборудованием открыли цех по изготовлению замороженных полуфабрикатов. В настоящее время число их наименований подбирается к первой сотне.
К 2015 году родилась идея открыть линию по производству молочной продукции. На сегодняшний момент они помимо молока, масла, сметаны, кефира, творога и ряженки выпускают адыгейский сыр и йогурт. Теперь бренд «Коровушкино», который, кстати, они разработали сами, известен не только в Омской области, но и далеко за пределами региона.
- Цеха постоянно загружены, – рассказывает Татьяна. – За месяц в среднем закупаем от 20 до 30 тонн мяса и реализуем в фирменных магазинах «Мяско» и оптовым покупателям. Кроме того, на поставку продукции заключены контракты с государственными учреждениями. Большое спасибо хочется сказать всем, кто приобретает продукты местных производителей. Вы поддерживаете не только их, но и тружеников села, которые в мороз и в жару без выходных и праздников спешат на ферму.
Чего только не говорили в городе о производстве, организованном супругами Журавлевыми! И то, что мясо они покупают сомнительного качества и «молочку» сами не делают. Но мы побывали на их заводе и своими глазами увидели живых поросят, готовых к забою, из чего и как варится сыр, где и кем фасуется сметана и молоко.
Кстати, в ходе написания статьи я решил провести собственный эксперимент, чтобы убедиться в качестве выпускаемой супругами Журавлевыми продукции. Купил пакет молока «Коровушкино» и оставил половину кружки на столе. Через сутки оно превратилось в приятную на вкус простоквашу. Что это означает, я думаю, вы поняли, прочитав первую часть материала. Комментарии тут излишни.
Фото: Евгений Захаров / Тарское Прииртышье
Автор: Андрей Казаков