«Пятерочка» > «17»?
Исполины розничной торговли наступают. В Таре пока нет ни французского Auchan ни немецкого Metro, но у нас широко представлен федеральный «Магнит», и теперь пришла очередь «Пятерочки» - одной из торговых сетей X5 Retail Group.
Если рядом с вашим домом есть продовольственные магазины, это очень удобно. А если один из них работает по принципу самообслуживания, то при примерном равенстве цен с небольшими магазинами, преимущественно покупатели пойдут именно туда. Красиво оформленное просторное помещение и удобное расположение товаров, к которым у покупателя есть свободный доступ, широкий ассортимент и современные технологии продаж, реклама, скидки и бонусы - все это, несомненно, добавляет очки крупному магазину. Другое дело, что весь этот комфорт в настоящее время могут устроить лишь гиганты торгового бизнеса.
И если потребители появление супермаркета в шаговой доступности от дома чаще всего оценивают положительно, то для местного малого и среднего бизнеса, занимающегося торговлей, это может закончиться настоящей катастрофой. В наше время присутствие транснациональных и федеральных торговых сетей в регионах законодательством не ограничено, и они все настойчивее проникают в провинцию, выкупая или арендуя у мелких предпринимателей помещения и открывая в них свои супермаркеты. Эта тенденция характерна и для нашего города.
- Татьяна Николаевна, на протяжении многих лет 17 магазин был одним из самых узнаваемых торговых брендов города. Скажите, что Вас заставило его закрыть?
- Одна из видимых причин – это сильнейшая конкуренция. Когда не было супермаркетов, местные предприниматели, ведя борьбу за покупателя, находились примерно в одинаковых условиях. А с «Магнитами» тягаться очень сложно. Например, хлеб, приобретенный у компании «Сибхлеб», они продают в розницу по такой цене, по которой я у этой компании приобретаю оптом. А я же еще должна наценку сделать. И вот как с ними можно конкурировать?
- Конкуренция – это единственная причина?
- Другая причина в том, что я сама не могу претворить в жизнь то, что делают владельцы сетевых магазинов. Когда я училась в Новосибирском институте торговли, а это было еще в советское время, мы изучали такую форму продажи товаров, которую сейчас предлагают покупателям супермаркеты. Я понимала, что за ней будущее, но реализовать ее тогда у нас не было возможности, как нет и сейчас.
- Что мешало?
- В советской торговле применялась другая форма учета, не предусматривались ни скидки, ни акции. Чтобы привлечь покупателя, проводились ярмарки, выставки-продажи, выставки-дегустации, распродажи уцененных товаров. Хотя многие, думаю, помнят, что магазины самообслуживания, отдаленно напоминающие современные супермаркеты были даже и в Таре: гастроном, 17-й магазин, 10-й магазин… Поэтому сейчас, когда пришли супермаркеты, мне в душе как специалисту обидно, что я свою торговую точку не могу сделать такой же красивой.
- Вы совсем будете сворачивать свою торговую деятельность?
- Нет. Пока только сдаю в аренду 17-й магазин, а услуги по организации школьного питания, аптечный пункт, выпечку хлеба и магазин в деревне я оставляю.
- А магазин на селе рентабелен?
- В настоящее время - да, потому что издержки небольшие. Но опять же, пока хорошая дорога, все покупатели из деревни едут в Тару.
- В этом противостоянии с крупными торговыми сетями местные власти могли бы вам чем-нибудь помочь?
- В том случае, если владельцы супермаркетов покупают или арендуют помещение у собственников, нет. Вот если бы они, обратившись в администрацию с целью выделения им земельного участка под строительство супермаркета, получили отказ, то таким действием местные власти могли бы поспособствовать развитию мелкого бизнеса.
- Как специалист, скажите, торговая политика, которую ведут супермаркеты, я имею в виду систему скидок и акций, насколько корректна?
- Надо понимать, что даром ничего не бывает. Там либо сроки годности уходят, либо нужно сократить товарные остатки.
- И как покупателю в этой ситуации сориентироваться, чтобы не приобрести некачественный товар?
- Если есть возможность, не покупать дешевых товаров. Ну не может килограмм натурального сливочного масла стоить 200 рублей. Приобретать желательно то, что сделано по ГОСТу, а не по ТУ – техническим условиям. И смотреть, конечно, сроки годности.
- Владельцы «Пятерочки» здание 17-го магазина реконструируют?
- Да, они сделают ремонт фасада, проведут отделку внутренних помещений и коммуникаций. В любом случае хуже не будет.
- Вы около двух десятков лет работали в этом магазине. Нет чувства сожаления, что передаете его в чужие руки?
- Этот магазин, конечно, мне очень дорог. Я проработала в нем много лет и долго не могла решиться на этот шаг, хотя еще два года назад мне предлагали сдать его в аренду. Обращались из «Красного и белого» и Fix Price, но я отказывала. Но тут я поняла, что если отклоню и это предложение, то мне придется просто закрыть магазин. От этого никому лучше бы не стало. А с появлением «Пятерочки», будем надеяться, выбор у покупателя станет богаче, а улицы Тары украсит современное здание.
Фото: Евгений Захаров / Тарское Прииртышье
Автор: Андрей Казаков