Тара черно-белая

Пользователи соцсетей, посетители тарских сайтов то и дело встречают выложенные в интернете виды старого города. Однако во Всемирной паутине как в шкафу, чтобы там появилась фотография, ее туда должен кто-то положить. Откуда тогда берутся снимки старой Тары? Многие из них выложил энтузиаст Александр Титов, согласившийся рассказать нашим читателям о своем хобби.

Совершите вы массу открытий

– Александр, как и когда у тебя возник интерес к старым фотографиям?

     – В 2011 году я стал пенсионером по выслуге лет и появилось свободное время. Гуляя по интернет-сайтам, встречал старые фотографии Тары. Не могу сказать, что их было много. Сначала просто рассматривал, а потом взялся собирать. Наверное, к этому меня подтолкнула ностальгия. Ведь многие черно-белые снимки запечатлели город моего детства: улочки старые, домишки бревенчатые, тротуары деревянные, пусть даже непролазную грязь… Но так хотелось вернуться в то время: многое бы отдал, чтобы пробежать по досочкам того самого тротуара, попавшего в объектив фотографа… Время вспять не обратить, но фотографии позволяют нам вспомнить, как все было. Сейчас, к сожалению, многое изменилось до неузнаваемости…

– Слова «к сожалению» означают, что не везде изменения в лучшую сторону?

     – В большинстве своем – не в лучшую. Даже так скажу: той Тары уже нет. И пусть она была деревянной, грязной, пыльной, но ухоженной. Посмотрите на те заборчики, палисадники, как огорожено от скота каждое молодое деревце. Зелени тогда было больше. Городом-садом называли Омск, но в полной мере это относилось и к Таре, она была уютнее, не такой, как сейчас. Теперь на смену деревянной архитектуре пришел дешевый сайдинг, а памятники старины ветшают и разрушаются на глазах… Да, благоустройства стало больше, но как исторический город Тара теперь становится безликой, неинтересной, она не запоминается… Это не только мое мнение. Под выставленными в интернете фотографиями появляется масса комментариев, и понимаешь, что, глядя на них, примерно те же чувства испытывают десятки, сотни, тысячи людей. Я понял, что многие хотели бы увидеть снимки, которые разрозненно хранятся в архивах и фондах музеев, семейных альбомах, поэтому решил собрать их все в одном месте. Несмотря на то, что я вновь начал работать и времени стало меньше, интерес не пропал.

– Рассматривая ретрофотографии, можно не только что-то вспомнить, но и сделать для себя настоящее открытие?

     – На сайте «Тара-город» даже есть раздел «Занимательная история Тары», где Александр Милевский загадывал загадки: что изображено на фото? Потом и я начал выкладывать снимки с просьбой узнать то или иное место. Оно совсем по-другому сейчас выглядит. Каких-то зданий не стало, что-то построено новое, но по некоторым деталям можно догадаться. А что касается открытий, такое случается часто. Недавно встретилась фотография горсада конца 50-х – там столько цветов! Тот сад, в котором был деревянный ДК, танцплощадка со сценой, веранда с напитками, меня просто поразил… Или возьмем нашу Спасскую церковь. На снимках 60-х годов мы видим совсем иной декор, который позднее подвергся переделкам, многие элементы были утрачены или замазаны. Возникает вопрос: почему их не стали восстанавливать при реставрации, на которую была потрачена астрономическая сумма?

– Тебя интересуют только виды города?..

     – Нет. Если я нахожу портретные фотографии земляков начала прошлого века и более раннего периода, обязательно выкладываю их на сайте «Тара-город», в разделе «Фотографы начала ХХ века».

– То есть туда попадает любой найденный снимок Исая Шпона…

     – И не только его, но и других тарских фотографов – Макарова, Третьяковой… Их просто меньше встречается, чем работ Шпона, которые вообще легко узнаваемы: у него характерный антураж в студии, что была на углу Александровской и Карбышева…

 

С миру по фотке…

– Как ищутся и находятся фотографии?

     – Сначала я просто забивал в интернет-поисковике слово «Тара». Потом целенаправленно стал отслеживать отдельные сайты, например, «Госкаталог», где и Тарский музей выставляет фотографии. Поначалу там размещались фото более-менее приемлемого качества, сейчас – лишь «эскизы». Коммерция, наверное: чтобы фото получить – надо денежку заплатить, даже за всем известные снимки. Не все так просто.

– Выходит, фотография опубликована много раз и давно гуляет по интернету, а учреждения не дают копировать?

     – Нельзя так однозначно сказать. Например, мы сотрудничаем с краеведческим музеем: я со своей стороны приношу им новые экспонаты или помогаю атрибутировать какое-то фото. В районной библиотеке вообще безо всяких ограничений – все в свободном доступе, так же и у Людмилы Алексеевны Вандышевой в музее Центра ДЮТ. Большое им всем спасибо! А вот в архиве сложнее: я брал около 60 фотографий – пришлось заплатить. Но я всегда указываю, где я взял то или иное фото, автора снимка, если он известен, и любую добытую информацию. Это как правило хорошего тона.

– Семейными архивами тарчане охотно делятся?

     – Да, многие предлагают свои фото. Последняя находка – фотоархив Владимира Васильевича Ольшанского – это вообще что-то невероятное! Мы с ним случайно встретились и разговорились. Сначала он мне просто фотографии дал, какие у него были, а потом – целый чемодан негативов, 74 пленки… Я их отсканировал с хорошим качеством и вернул, а из 2 тысяч кадров более 300 отобрал для дальнейшей публикации.

– Самая ранняя фотография города в собранной коллекции?

     – Фото Базарной площади 1892 года – вид на Пятницкую церковь с пожарной каланчи – Самуила Яковлевича Вишняка. Из известных нам зданий там только дом Орлова (музей) и Машинского (магазин «Мастер»).

– А из портретных?..

     – Фотография театрального кружка Тары, сделанная после спектакля. Известен даже текст той пьесы, которую они ставили. Это 1890-е или даже 1880-е годы, но точную дату еще предстоит установить.

– Наверное, на каждой пленке найдется кадр, который пропустили при печати: хуже качество, дубль или по другой причине, и, по сути, это – новое старое фото.

     – Такие и в своем семейном архиве нашел. Жена занималась фотографией – наполняла альбом. А когда я отсканировал негативы, увидели немало пропущенных кадров, про них уже и забыли. Пусть их качество похуже, но все равно интересно.

 

…И все в один альбом

– Где можно посмотреть все собранные фото?

     – В интернете. Поначалу я выкладывал в «Одноклассниках», в группах «Город Тара» и «Город Тара – наша родина», но эти группы закрыты, и там не так много посетителей. Потом я решил размещать фото на своей странице, она открыта для всех. Там три альбома, которые постоянно пополняются. Все фотографии города, его улиц и домов, можно найти на сайте ретрофотографий https://pastvu.com.  Нужно только выбрать страну, наш регион и Тарский район. Там сейчас 1742 снимка. Я установил самое лучшее качество, любой человек может взять и скопировать. Достоинство этого сайта в том, что сбоку от каждой фотографии есть интерактивная карта, на которой указаны точки и направления съемки. Карту можно увеличить, найти место, которое тебя интересует: каждой отмеченной точке соответствует конкретное фото. Кроме того, такая же интерактивная карта теперь появилась на сайте «Тара-город» (http://taragorod.ru) – еще один ресурс, где собрано множество тарских фотографий.

– Расскажи подробнее о сайте «Тара-город».

     – Это частный проект Александра Милевского, который сейчас хоть и далеко, но малую родину не забывает. Он попросил меня стать администратором этого сайта, я согласился – публикую какие-то новости, фотографии… Недавно Александр модернизировал сайт, сейчас систематизируем накопившиеся фото.

– Сайт кто-то финансово поддерживает, или он живет благодаря вашему энтузиазму?

     – Мы не зарабатываем ни копейки, мы тратим свои. Это абсолютно не коммерческий  проект. О каких-то денежных потоках и речи не может быть. Зато создание сайта, его модернизация, хостинг требуют денег… Все, на что мы можем надеяться, это благотворительная поддержка со стороны тех, кому интересна размещенная информация, и будем рады, если такие люди найдутся. А своего рода наградой для нас служат благодарности от людей. Кстати, городская администрация нас тоже заметила – мне недавно вручили знак «За доброе дело».

 

Кто? Где? Когда?

– Любой артефакт расскажет археологу больше, если известно место находки и культурный пласт. Так и со снимками: им тоже нужен исторический контекст…

     – Для меня важно не только найти и опубликовать фото, но и, прежде всего, выяснить, что это за объект или кто этот человек, установить место и время съемки по каким-то деталям: соседним зданиям, одежде, прическам, маркам и номерам автомобилей, дорожным знакам… В «Одноклассниках» люди в комментариях часто подсказывают и поправляют, если я в чем-то ошибся. Но прежде, чтобы снимок датировать, приходится голову поломать. Например, одно фото праздничной демонстрации я первоначально относил к 60-м годам, предположительно к их концу. Но на транспаранте прочитал надпись «Восьмилетняя школа №4». Такой она была до 1966 года, потом стала средней. На этой же пленке запечатлено здание бывшей библиотеки, теперь Дома дружбы. Построено оно было в 1963-м. Таким образом, период съемки удалось сузить до нескольких лет – с 63-го  по 65-й. Иногда даже во сне какие-то мысли приходят, проснешься и спешишь проверить. А после того, как я стал публиковать фото на сайте ретрофотографий pastvu.com, мне стали помогать энтузиасты со всей страны.

– Неужели они так хорошо знают Тару?

     – Нет, конечно. Размещать тарские фотографии там начали омичи, они профессионалы, но здесь не бывали, не знают местности, поэтому определить все точно им трудно. Местному проще. Поэтому я начал их поправлять и одновременно заниматься фотографиями других городов.

– Значит, кто-то помогает Таре, а ты – другим городам?

     – Да, мы обмениваемся своими находками. Вот, например, у омича Дмитрия Яковлева много фотографий 50-60-х годов от его отца, тарчанина, жили они в двухэтажном доме под горой, как спускаться у милиции. Это он сделал известную панораму центральной площади тех лет, склеив ее из отдельных снимков.

– А новую Тару, которая потом неизбежно состарится, сейчас снимаешь?

     – Да. Самое последнее – фотографирую балконы, не многоэтажных, а частных домов. Простенькие, но все равно такие архитектурные элементы в наше время присутствуют, увидеть их можно на «Тара-городе», в разделе «Балкончики Тары». Ну и слежу за творчеством других фотографов. Мне нравится, как снимают наш город Евгений Захаров, Дмитрий Юшкевич, молодцы, умеют найти интересный ракурс. Бесспорно, талантливы Сергей и Алексей Мальгавко, хотя то, что они снимают в Крыму, меня так не трогает: наверное, это что-то чужое, не моя родная Тара. Зато очень привлекают видео с квадрокоптера Саши Котелкина.

– Какие фото хотелось бы получить от тех, кто сейчас читает эти строки, в первую очередь?

     – Любые!.. Ну, может быть, виды наших храмов. Например, вообще нет фотографий Казанской церкви, только издалека. Или снимки города с разных колоколен. Ценны и фото известных зданий, но с другого ракурса. Главное – увидеть новые детали!

Базарная площадь. 1892 г.

Театральный кружок Тары. 1896 г.

     Этим интервью мы начали рубрику «Четыре с четвертью», посвященную юбилею Тары. В течение года, публикуя беседы с историками и краеведами, рассказывая о неизвестных страницах далекого и близкого прошлого, мы надеемся закрасить хотя бы несколько белых пятен в богатейшей истории нашего города.   

     Фото: Евегния Захарова, из архива Александра Титова


Автор: Сергей Алферов
20 марта 2019
11    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей

Актуально
Другие новости раздела
Четыре с четвертью