Замерзать – не в планах

Начало отопительного сезона в нашем городе было отмечено многочисленными жалобами на холод в квартирах. Главной причиной тогда называлась нехватка топлива. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Надолго ли? О проблемах теплового хозяйства и о том, что нас ждет впереди, мы беседуем с руководителем МУП «Тарское ПОКХ» Дмитрием Николаевым.

Мазут не по карману
– Дмитрий Николаевич, с технической стороны «ПОКХ» к зиме готово? 
– Несмотря на сложную финансовую обстановку, в летний период на текущие и капитальные ремонты мы потратили около 10 млн рублей – все котельные и теплотрассы были готовы, за исключением щепочного котла, о нем отдельный разговор. Оцениваем мы свою работу на «хорошо», поскольку всегда можно ее сделать лучше. В целом технически к отопительному сезону мы были готовы, он не застал нас врасплох, проблемы оказались с поставками топлива, в основном мазута. 


– А сейчас на чем работают главные котельные?
– Пока мазут. Его цена в настоящее время в Омске – 25 тыс. рублей за тонну. Еще в 1200 рублей обходится доставка каждой тонны. Один мазутовоз – 800 тыс. рублей, на котельной в поселке Сельхозтехники его сейчас хватает на 4 дня. Беда в том, что стоимость топочного мазута в этом году резко подскочила. Сравните: в тариф заложено всего 11 тыс. рублей за тонну. С той же проблемой столкнулся не только Тарский, но и другие районы области, где мазут –
основной вид топлива. Никто не смог сделать запас, все работали с подвоза. В Большеречье создано новое теплоснабжающее предприятие, и ему был рассчитан по нормативам экономически обоснованный тариф. Его рост составил 68%, и эта цифра получилась только из-за повышения цены на мазут. Ситуация была критической, пока областное правительство не помогло нам получить товарный кредит – заключить договор поставки топлива на условиях рассрочки платежа. Ситуация улучшилась, но рано или поздно за все придется платить. 


– Однако государство должно возвращать предприятиям их выпадающие доходы… Вам их вернули?
– Пока нет, но мы получили субсидию на погашение задолженности перед поставщиками за предыдущий год. Проблема же выпадающих доходов, когда рыночная стоимость топлива превышает заложенную в тариф, всероссийского масштаба. Коммунальные предприятия страны за первые два квартала 2018 года, когда мазут взлетел в цене, недополучили 23 млрд рублей, из них 19,5 миллиона приходятся на «Тарское ПОКХ».


– А как же газ, обещанный нам «Тевризнефтегазом»? 
– В октябре примерно неделю природный газ подавался круглосуточно, потом поставщик ограничил нашу работу до 6 часов, а в начале ноября прекратил подачу по причине необходимости восстановления резервной скважины и в связи с полученной на это субсидией. Скоро он будет готов вновь отпускать нам газ, хотя бы для больничной котельной. 


– К чему тарчанам нужно быть готовыми этой зимой? 
– Какой бы ни была погода, мы намерены обеспечить бесперебойным теплоснабжением всех наших потребителей. У нас есть запас запчастей на случай аварий, материалы, люди, а главное, есть желание достойно отработать отопительный сезон. 


– Повышение тарифов следует ждать?
– Я уже говорил про Большеречье. Тариф нового предприятия оказался выше на 68%, но для населения рост составил 12%, определен льготный тариф, и поставщикам тепла возмещаются уже официально признанные выпадающие доходы. Мы же защищаем свой тариф в декабре. Либо он будет льготным, либо его увеличение будет незначительным – в пределах индекса роста тарифов, это – 4–6%. Большого повышения мы и сами не хотим, потому что для населения тариф станет неподъемным, надеемся на помощь городского или районного бюджетов, на добросовестных инвесторов, готовых вкладываться в привлекательные проекты. 

С третьего раза
– Давайте теперь поговорим о котле, работающем на щепе. 
– Поначалу мы думали обойтись текущим ремонтом, но проблема оказалась серьезнее – понадобилась замена примерно 70% всех конструкций. Требовалось 3 млн рублей – около миллиона нам выделил Минстрой. Заключили договор на поставку материалов, к концу октября они пришли. Через аукцион нашли подрядчика,  он сработал профессионально: за неделю был выполнен огромный объем сварочных работ – примерно 350 труб и около тысячи сварных соединений. Сейчас ведутся работы по обмуровке. Надеемся, что к концу ноября котел даст тепло.


– Где еще 2 миллиона нашли?
– Собственные средства. Пришлось уговаривать поставщиков немного подождать.   


– На территории центральной котельной тарчане видят гору щепы. На какое время ее хватит?
– Еще примерно столько же мы храним в закрытом складе – на территории гаража Сельхозтехники. Общий запас – около 10 тыс. кубов. Еще на такой же объем заключен контракт с лесоперерабатывающим предприятием Тевризского района. Всего этого должно хватить примерно на половину зимы. 


– В котел на щепе была вложена огромная сумма, потом, наверное, не меньше было потрачено на переделку, теперь – ремонт. Он себя окупает?
– Окупает. Этот котел в 4-5 раз экономичнее, чем такой же мощности мазутный. Не предусмотренный изначально для сжигания щепы, он переживает в своей жизни уже третью реконструкцию. Сначала его перевели на щепу, но из-за конструктивных просчетов котел как надо не заработал. Потом московская подрядная компания, имеющая опыт работы с таким оборудованием, установила выносную топку и переделала систему подачи щепы. Если бы сделали сразу по второму варианту, конечно, не пришлось бы потратить столько денег: на эту сумму, например, можно было бы установить где-то модульную котельную… 


– Ошиблись, потому что дело было новым?..
– Да, но только для Сибири. А в европейской части страны такие котлы действуют давно. Сейчас их все больше появляется и в нашем регионе, они выгодны, потому что работают на отходах лесопереработки, из которых, как оказалось, можно получать тепло. И наш котел оправдал себя. Он бы и сейчас работал, но опять-таки в ходе второй реконструкции не до конца были выполнены некоторые мероприятия – потом это ухудшило работу котла в целом и привело к выходу из строя. Заметить это раньше мы не могли, потому что технологические дефекты были спрятаны от наших глаз. Сейчас мы это исправим и получим заметный рост КПД. Надеемся, период до следующего капремонта будет гораздо длиннее  – минимум 5 лет, хотя подрядчик нам дает гарантию до 10 лет.   

Мир на месте не стоит
– Возможно, должность ответственного в городе за тепло и не такая расстрельная, как главы города, но слишком хлопотная. Кто или что заставило Вас рискнуть? 
– Я два года был руководителем своей компании на городских котельных и на этом предприятии работаю уже шестой год. За это время у меня сменилось 6 начальников. Ни ругать, ни хвалить никого не буду: люди были разные. Но такая чехарда не на пользу организации. Никакой руководитель, пришедший на полгода или год, не будет заботиться о предприятии, как о своем детище. Я, житель Тары, который хочет здесь жить, работать и воспитывать своих детей, посчитал, что смогу к этому делу подойти достаточно профессионально, как бы высокопарно это ни звучало, вывести наше предприятие на какой-то иной уровень и найти общий язык с потребителем. 


– На Ваш взгляд, в каком направлении должно двигаться тепловое хозяйство города?  
– Если говорить о структуре нашего тарифа, 60–70% всех затрат – это расходы на топливо, мы ежемесячно отдаем за него 8–10, а в сильные морозы до 15 млн рублей. Поэтому первоочередной задачей я ставлю снижение потребления угля или топочного мазута. В частности, котельную №17 (Сельхозтехники), где нет альтернативы мазуту, планируем перевести на щепу или пеллеты, которые производят в Тарском районе. Собственных средств нам на это найти сложно, да и действовать через Минстрой – готовить документацию, разрабатывать проект, проходить госэкспертизу – понадобится 2-3 года, и не факт, что потом станешь победителем конкурса. Проще показать инвестору привлекательность проекта и заключить энергосервесный контракт. Сумма вложений на 17-й котельной составит 20 млн рублей, но она отбивается за полтора года. Наши расчеты подтверждены специалистами Минстроя. Поэтому, с нашей точки зрения и тех инвесторов, которые проявили интерес, это прибыльный проект. 


– В чем суть энергосервисных контрактов?
– Мы бесплатно получаем новое оборудование, а сэкономленную за счет него сумму отдаем  инвестору. Такой контракт мы уже заключили с «Омской энергосбытовой компанией». Они за свои 2,2 млн рублей покупают нам для центральной котельной 5 сетевых насосов с гораздо меньшим потреблением энергии. Это выгодно и для них, и для нас, ведь мы получаем новые насосы, а новое оборудование всегда лучше, чем старое. Поговорка «старый друг лучше новых двух» в этом случае не подходит. Если все получится, постепенно модернизируем и других теплоисточники.


– Значит, перспективы у тарской коммуналки есть?
– Мир не стоит на месте, мы живем в XXI веке, есть множество различных технологий, позволяющих добиться энергоэффективности и экономии. Почему мы должны работать на котлах, которые старше нас? Может быть, в 80-е годы они и были самым передовым, но теперь появилось оборудование, которое дает столько же тепла, а затрат требует в 2-3 раза меньше. Такая экономия и может стать основанием для снижения тарифа.

Фото: Дмитрий Юшкевич / Тарское Прииртышье


Автор: Сергей Алферов
30 декабря 2018
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей