19
№47 (11484)
  НОЯБРЬ 2008
     
На первуюРубрики Фотобанк Газета ОбъявленияАрхивГостевая книгаПисьмо

Полеты из Хреново до Нью-Йорка и обратно

Работы Владимира Сафронова лишь однажды выставлялись в Тарской картинной галерее на продажу. Их никто не приобрел. Через три года эти холсты осели где-то за океаном – нынешней осенью 20 картин нашего земляка были раскуплены на выставке в Нью-Йорке.

Художник Владимир Сафронов часто обозначает свое присутствие на создаваемых полотнах. То он дремлет ночью у подножия огромной керосиновой лампы в одном из рисунков графической серии «В деревне Хреново», то его лицо, по-детски удивленное, но с бородкой взрослого мужчины, мелькнет в волнах Черного моря. Он часто летает в своих живописных фантазиях. Превращается в яркую бабочку, а может, птицу, и парит за плечом пышнотелой музы, играя на миниатюрной дудочке.

Странно, но мир картин художника, населенный дородными – кровь с молоком – дамами, вовсе не кажется натуралистическим и грубым, созданным только на смаковании женской плоти. Наоборот, от холстов исходит хрупкость бытия и неповторимость каждого его мгновения. Это доведено до наивности, до нарочитой простоты и обнаженной искренности, отрицающей даже малый намек на издевку над деревенскими простушками, смущенными вниманием к себе.

- Хорошего человека должно быть много, - отшутится Володя на вопрос об иронии в живописи и своей самовлюбленности. Я понимаю моего друга. Речь не о тщеславии. Не отрекается он, любя, от крестьянских корней, своей малой родины в сибирском захолустье и не отделяет себя от людей, плоть от плоти которых и его парящая душа.

Многие наполненные солнцем и цветом работы сочинской серии сделаны художником по ассоциациям с фотографий из семейных альбомов жителей Тары 60-70-х годов. «Фотограф щелкает, и птичка вылетает…» - сколько ностальгии по душевной открытости в этих незатейливых сюжетах! Так смотрят на мир люди, которым нечего скрывать, готовые быть счастливыми, ибо так мало для этого надо – побывать на берегу теплого моря, купить себе новое платье и белые панамы детям...

Святые и легко обманутые Отечеством, эти бабы и мужики, приехавшие на отдых в Сочи, верили в будущее. Оно, светлое, не наступило. Ни тогда, ни сейчас, а если философствовать, то счастье недосягаемо на всяком отрезке жизни и в любую эпоху. Но ожиданием перемен живет человек. И художник не ерничает над прошлым. Он удалил из жизни поколения наших отцов и матерей черные краски и оставил только те, что пронизаны солнечным светом – подарил вечную молодость стране, которой уже нет, и рядовым не «винтикам», а людям эпохи памятников женщине с веслом.

Володя называет свой стиль «наивным реализмом». Да, взгляд художника ироничен, но он, словно испугавшись, что я неправильно истолкую его творческое кредо, несколько раз во время нашей недавней встречи повторил: «У меня нет злых работ! Все они с теплым юмором». Почему-то в тот момент я вспомнил, что, работая в качестве художника-постановщика над спектаклем «Иркутская история» в Северном драматическом театре, он одел героев комсомольской стройки в белые одежды. Строителей 60-х, которые, следуя логике кондового реализма, должны бы были не вылезать из грязи и спецовок, художник увидел ангелами – чистыми людьми, без помарок и пятен, и не только на рубашках. И этот прием не раздражал. И спектакль, посвященный памяти Михаила Ульянова, стал поклоном целому поколению советской Атлантиды, где еще ни морщинки на лицах родителей на свадебной любительской фотографии 60-х, откуда родом и я, и мой друг-художник…

Я хорошо знаю, как Володя выстрадал право быть наивным и добрым реалистом, ибо знаком с ним с первого дня моего приезда в Тару в 1983 году. К тому времени он успел закончить Тюменское художественное училище, работал в оформительской мастерской при Доме культуры и народном театре. Его талант требовал выхода, и он почти на 20 лет исчез из нашего города. Окончил Академию театрального искусства им. Черкасова в Санкт-Петербурге, стал профессиональным художником-постановщиком, стажировался в Лондоне, но постоянной работы не нашел. У него ее вообще никогда не было! Единичные постановки в качестве сценографа делал в цирке, с известными артистами эстрады и бедствовал, курсируя из Москвы в Питер. Разовые продажи картин через галереи давали лишь средства, чтобы писать новые холсты.

Почти 25 лет прошло, прежде чем его имя стало известно коллекционерам живописи, а солидные московские галерейщики заключили с ним долговременные договоры. За эти годы он создал сочинскую и крестьянскую серии и цикл художественных ремейков, где с присущей ему иронией и гротеском переписаны классические шедевры мировой живописи. Большое удовольствие он получает от создания коллажей из вещей и предметов, которым, на первый взгляд, место на свалке. Из графики стоит отметить подборку рисунков «В деревне Хреново». А еще – вал за валом последовали вернисажи, где его «наив», наконец-то, обрел признание.

В течение последнего десятилетия персональные выставки нашего земляка проходили в музее Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, центральном офисе Союза театральных деятелей России, в культурном центре МИДа, «Гостином дворе» и галерее «ЦентрМ» на Тверской, гостинице «Космос» в Москве, галереях Самары, Пскова, Санкт-Петербурга. В его послужном списке есть «Квадриеналле» в Праге и «Солнечный квадрат» в столичном Манеже, но все чаще в последнее время Володя приезжает из Москвы к героям своих картин, которых рисовал по детской памяти и по семейным фотографиям – в родительский дом, к маме, дядям и тетям, кумовьям и своякам. Возвращается, как это не банально звучит, к источнику, что дает потом силы летать во сне, наяву и на картинах, что тоже разлетаются по всему свету. Его работы находятся в частных галереях США и Японии, Франции и Великобритании, Италии и Канады, Марокко и Кувейта.

…На исходе 2005 года, когда Северный театр готовился к переезду в свои теперешние хоромы, главный режиссер Константин Рехтин пригласил Владимира Сафронова на «роль» художника-постановщика спектакля «Обыкновенная история». Театр справил новоселье, и премьера на новой сцене стала примечательным событием культурной жизни. Но тогда почти никто не заметил другого события – впервые две картины Володи выставлялись на продажу в Тарской картинной галерее. Они провисели до весны, их никто не приобрел. Через три года эти холсты осели где-то за океаном – нынешней осенью 20 картин Владимира Сафронова были раскуплены на выставке в Нью-Йорке.

…Он не поехал в Америку, хотя визу в паспорте выправил и деньги на перелет от организаторов вернисажа получил. Потратил доллары на краски, холст и билет до Тары, откуда вновь пришло приглашение от Константина Рехтина – работать над сценографией спектакля «Нос». Любимый Гоголь и вечный зов малой родины оказались сильнее притяжения самой богатой страны мира.

Володя приехал к маме с полной сумкой кистей и тюбиков с краской, а еще вооружился фотоаппаратом. Дорогая цифровая техника заменяет ему этюдник. Привычным способом не успеешь, говорит он, запечатлеть уходящую натуру, ведь деревянная Тара стремительно исчезает. Но я уверен, ее атмосфера однажды воскреснет на картинах моего друга, и его душа будет парить над городом детства.

Сергей Мальгавко

ПОИСК ПО САЙТУ
  
 

НОВОСТИ НЕДЕЛИ
 

Отличников премировали «Золотым кольцом»

В зимние каникулы студенты Тарского филиала ОмГПУ совершат вояж по знаменитому «Золотому кольцу» России.>>

Покупателей на памятник пока не нашлось

На аукцион по продаже здания бывшей детской библиотеки, которое расположено рядом со школой искусств, не поступило ни одной заявки. Теперь конкурс придется объявлять еще раз.>>

Алеша Попович за 15 рублей

В дни школьных каникул в малом зале КДЦ «Север» демонстрировались красочные и интересные мультфильмы про былинных героев Алешу Поповича, Илью Муромца, Добрыню Никитича и князя Владимира.>>

В город – сдавать анализы

Первое сокращение кадров принесло неудобства в жизнь таежной Атирки.>>

Автобусу нашли теплое место и водителя

Около двух десятков учеников Самсоновской школы из д. Нерпинки третью неделю не посещают занятия.>>

Домашние стены не помогли

IV тур чемпионата района по городошному спорту прошел в Бобровке. Инициаторами проведения соревнований выступили местные спортсмены, которым не удалось занять призовые места в III туре, состоявшемся ранее в Заливино.>>

Кубок завоевали «олимпийцы»

На стадионе Чекрушанской школы 6 команд разыграли кубок по мини-футболу «Золотая осень».>>

«Кошелек, кошелек. Какой кошелек?»

Как карманник Кирпич из фильма «Место встречи изменить нельзя», отпиралась молоденькая девчушка, когда на месте преступления ее «прищучили» сотрудники милиции.>>

Происшествия и криминал.>>


ФОТОРЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ
 

Картины Владимира Сафронова шокируют земляков, но хорошо продаются в Америке.>>

 

 

 

 

 


АФИША: ЧТО, ГДЕ, КОГДА?
 

 

Северный драматический театр имени М.А. Ульянова.>>