Беседа перед Рождеством
В №46 «Тарского Прииртышья» мы рассказали нашим читателям об этом событии и попросили священника об интервью. Отец Петр охотно согласился, только предложил побеседовать немного попозже, чтобы иметь возможность познакомиться с вверенной ему епархией. И вот спустя месяц мы снова встретились и задали епископу интересующие нас вопросы, в том числе о том, как он принял решение посвятить свою жизнь служению Богу.
– В церкви есть традиция: перед постригом кандидат в монахи проходит испытания и спрашивает себя о правильности своего выбора, – рассказал нам священник. – Я тоже спрашивал себя об этом и после окончания семинарии 18 лет назад принял решение стать монахом. Во многом мой путь предопределила встреча с отцом Авелем, который был наместником Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. Он сам горел огнем веры и смог зажечь его во мне.
Рассуждая о трудностях монашеского образа жизни, епископ говорит, что у каждого, кто посвятил себя служению Богу, свой крест. Для него самое сложное – это борьба с самим собой и своими недостатками, ведь только один Христос безгрешен.
Перед отъездом в наш город отец Петр встречался с владыкой Савватием, возглавлявшим Тарскую епархию.
– Он в общих чертах обрисовал мне обстановку, рассказал о том, чем здесь живут люди, а также о проектах, которые продвигал.
Зная, что отец Петр до приезда в Тару работал в Подмосковье в должности помощника митрополита Крутицкого и Коломенского и в Сибири никогда до этого не бывал, мы спросили у него: что его больше всего впечатлило за время пребывания в нашем городе?
– Три вещи, - ответил епископ. – Во-первых, это то, что город отапливается дровами. Честно говоря, я считал, что если газ в европейскую часть страны приходит из Сибири, то тут все газифицировано, но оказалось, что это не так. Во-вторых, то, что нельзя просто так срубить елку. Хотя здесь, куда ни глянь, кругом лес, а с добычей новогоднего дерева – проблемы. Третья вещь – положительная: наличие великолепного театра.
Разговор наш продолжался больше часа. К сожалению, формат газеты не позволяет нам напечатать все интервью целиком. Сегодня мы познакомим вас с наиболее интересными, по нашему мнению, ответами на вопросы, в том числе и на те, которые мы получили от наших читателей, анонсируя предстоящую беседу. Расширенную версию этого интервью вы сможете прочитать на нашем сайте www.tp-tara.ru или на страницах в социальных сетях.
Церковь и власть
– Многие из тех, кто сейчас занимает высокие должности, ходят в церковь, но раньше они были воинствующими атеистами, членами коммунистической партии или комсомола. Не видят ли священники в этом лицемерного поведения таких людей? Ведь нет никакой гарантии в том, что, если ветер перемен снова дунет в другую сторону, они не вернутся к своим прежним убеждениям.
– Никто не может дать никаких гарантий. Но если человек меняет свои взгляды и приходит в храм Божий, то это радостное событие для Господа и приходской общины. Ведь жизнь по вере – это всегда путь, поэтому, если человек ступил на него и хочет по нему идти, дай Бог. А судить о том, кто это делает искренне, а кто нет, я не могу. Конечно, есть среди прихожан и те, которые приходят в храм по долгу службы. Глядя на них, я каждый раз надеюсь, что они вынесут из него что-то полезное и станут лучше.
– В Библии сказано, что всякая власть от Бога. Но порой мы слышим о случаях разоблачения людей от власти, являющихся по сути своей жуликами. Как верующему человеку преодолеть это противоречие?
– Действительно, вся власть от Бога. Царь Давид говорит замечательные слова: «Всяк человек – ложь». Мы все понимаем, что в каждом из нас много разных несовершенств и каждый человек может грешить. Поэтому нельзя сказать, что те, кто осуждает представителей власти, заняв их должности, жульничали бы меньше. Жизнь человека настолько глубока, что когда мы погружаемся в себя, то видим, как много в нас недостатков. Работая над их исправлением, нам некогда заниматься изъянами других. Познание себя – это лучшее лекарство от таких мыслей и суждений.
О вере и священниках
– Поведение некоторых служителей церкви выглядит так, словно бы они внедрены в институт церкви для ее дискредитации. Это касается, например, священников-педофилов. Как православному человеку, глядя на них, не разочароваться в своей вере?
– В этом нет ничего нового, среди ближайших учеников Господа был предатель Иуда. Примеры недостойного поведения людей, призванных служить Богу, описаны в Библии, но препятствием для веры это ни для кого не является. Там же есть множество прекрасных примеров истинного служения Господу. И их гораздо больше. Поэтому человеку в своей вере нужно ориентироваться на них.
– Многие люди, читающие Библию, находят в тексте слова, которые у неподготовленного человека могут вызывать недоумение. Например, «Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим…» (Втор. 12-2), или поведение Лота, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вступил в половую связь со своими дочерьми. Как обычным читателям понять такие непростые части Священного Писания и не разочароваться в своей вере?
– Библия - достаточно откровенная книга. В ней встречаются места с описанием грехопадения святых людей. Но там же мы находим и их покаяние. Такие перемены от плохого к хорошему должны нас вдохновлять и не позволять унывать. А читать Библию необходимо, чтобы, узнавая о таких отрицательных моментах, не позволять себе поступать так же.
- Не все люди ставят знак равенства между понятиями «вера» и «религия», считая религию инструментом по управлению массами. Что Вы думаете по этому поводу?
- Одно из значений слова «религия» в переводе с латинского - «связывать, соединять». Она предназначена на восстановление утраченной связи с Богом. Поэтому понятия «веры» и «религии» неотделимы. Что касается управления массами, то никаких масс нет. Процент искренне верующих людей в мире невелик. Воцерковленных жителей Тары тоже немного. Думаю, что пастырь не живет идеей манипуляции людьми. Единственное управление заключается в том, чтобы помогать им идти ко Христу.
Семья и дети
– Как православная церковь относится к межнациональным бракам? В нашем городе, например, есть семьи, состоящие из русских и татар. Как им надо себя вести, чтобы семья не пострадала от того, что супруги принадлежат к различным конфессиям?
– Любовь превыше всего, в том числе и конфессионального выбора человека. Если кто-то кого-то по-настоящему любит, то и принимает его таким, какой он есть. Главное, чтобы в семье был мир и любовь. Если это присутствует, то неважно, к какой религии принадлежат супруги.
– Бывают случаи, когда у здоровых истинно верующих родителей рождаются больные дети или здоровые внезапно погибают. Как смириться с этим и не перестать верить в Бога?
– Многие относятся к Господу, как к комбинату услуг или машине по исполнению желаний. Приходят в церковь и ставят свечки только для того, чтобы что-то получить от Бога. Люди забывают, что человеческая жизнь исполнена многих несовершенств и никто не застрахован от проблем. И нам известно много примеров, когда люди в тяжелой жизненной ситуации благословляют Бога и продолжают в Него верить, извлекая и из этого духовную пользу. Поэтому надо просто понять, для чего ниспослано такое испытание. Если углубляться в проблему, то можно сказать, что все несовершенство мира – это последствия отчуждения человека от Бога. Первые люди сделали выбор жить свободно, без Бога, а мы, как их потомки, живем в контексте этого решения.
- Многие женщины находятся в браке с выпивающими мужьями, которые их нередко поколачивают. Однако они не торопятся с ними разводиться, живут ради детей. Что Вы посоветуете таким женщинам? Терпеть или уйти?
- Здесь нельзя дать какой-то однозначный ответ. В своей пастырской практике я нередко встречаю такие случаи, каждый из них по-своему уникален. Здесь надо разобраться и вникнуть в ситуацию. Если у кого-то из читателей газеты есть такие проблемы, они всегда могут прийти в храм, рассказать об этом, и мы совместно попытаемся найти выход.
В завершение беседы отец Петр поздравил всех жителей Тарского района с Рождеством и Новым годом.
– Хочу пожелать, чтобы в эти дни все верующие и неверующие нашли в себе мужество примириться со своими обидчиками, простить их, потому что строить свою жизнь необходимо в обстановке мира и согласия. Лучший способ провести этот праздник – наполнить его добрыми делами, помочь нуждающимся: кто словом, кто делом, кто молитвой, но не ради своего тщеславия, а ради Господа.
Фото Евгения Захарова
Автор: Андрей Казаков