Манякинская дорога
Вспомнить о делах давно минувших лет нас заставила подготовка очерка о дорожном строителе, руководителе Тарского ДРСУ Анатолии Вопилове (опубликован в конце января, в 4-м номере «ТП»). Анатолий Григорьевич тогда рассказывал о том, как с 1985 года асфальтировалась дорога на Седельниково. Особенно ем у запомнился своей сложностью участок, непроезжий в распутицу и после затяжных дождей даже для тракторов, почему-то прозванный манякинской дорогой. К сожалению, о происхождении этого названия наш собеседник мало что помнил. Но после выхода материала в редакцию позвонил житель села Екатерининского Михаил Ильич Солопаха, который весной этого года отметит свое 90-летие, и сообщил, что может поведать нам историю, произошедшую полвека назад.
В один из дней мы заехали к Михаилу Ильичу послушать его рассказ. Сам он тогда жил в Речапово, работал в Атакском леспромхозе. Некоторое время следил за дорогой от Атака до Седельниковского тракта: чистил ее на своем бульдозере зимой от снега, а летом подправлял, чтобы она была всегда проезжей. Девять лет трудился на трелевочнике в бригадах лесозаготовителей, а потом еще долго на нижнем складе в доке. Один год во многом был похож на другой, и дата интересующего нас события в памяти не отложилась, однако то, что тогда происходило, ветеран труда помнит до мелочей.
– Нас, лесозаготовителей, было пять бригад, в каждой по пять человек, – рассказывает Михаил Солопаха. – Руководил нами мастер Петр Афанасьевич Залуга. Как-то весной, а может быть, осенью в контору леспромхоза вдруг пришла весть, что по дороге из Тары в Седельниково проехал Манякин и был весьма недоволен ее состоянием. Он дал указание, чтобы к тому времени, когда поедет обратно, дорога была отремонтирована. Три наших бригады сразу сняли и отправили к мосту через речку, у которого был самый плохой участок пути.
Дружбисты – работники, в руках которых бензопила «Дружба», – неподалеку от моста валили березы и осины, тут же в дело вступали сучкорубы. Затем десяток хлыстов цепляли за трактор и трелевали к месту назначения, укладывали стволы деревьев поперек дороги. После этого бульдозеры втаптывали их в грязь, утрамбовывали – в результате получилась гать, по словам очевидца, протяженностью с сотню метров.
Бригады работали допоздна, и на следующий день грейдеры продолжали насыпать сверху грунт и разравнивать его. Все торопились успеть закончить до приезда первого секретаря, даже забыв про технику безопасности, и одному из работников это стоило жизни: в кабину грейдера угодила неосторожно обломанная вершина хлыста, она зацепила водителя, который от полученной травмы умер…
Но Манякина ждали напрасно, ни в тот день, ни на следующий он не появился, видимо, уехал в Омск другой дорогой или улетел на самолете-вертолете. Зато, как вспоминает Михаил Ильич, потом долгое время с этим участком проблем не было. Автобус из Тары в Седельниково ходил ежедневно, а, раз гиблое место ликвидировали, отмена рейсов стала случаться реже. Прошло много лет, во второй половине 80-х трасса на Седельниково и ее «манякинский участок» приобрели асфальтовое покрытие, кстати, уже износившееся к настоящему времени, тем не менее та просека в 46-м квартале, откуда брали лес, заметна до сих пор.
Сейчас удивляет еще и тот факт, как просто в советские времена решались организационные вопросы. Слово руководителя – закон, и больше ничего не надо: ни объявления электронного аукциона по выбору подрядной организации, ни долгих согласований с разными ведомствами, чтобы взять и выпилить лесной массив, ни ожидаемого месяцами финансирования… Достаточно всего лишь напрячь одно предприятие, которое вроде как и не дорожное совсем. Впрочем, на кого были списаны все затраты, история умалчивает. Лучше ли было раньше или хуже, однозначно не скажешь, и в прежней, и в нынешней системе мы найдем как плюсы, так и минусы, но то, что все делалось оперативнее – это факт.
А вот другой источник – воспоминание первого секретаря седельниковской партийной организации Ивана Викторова, опубликованное в книге «Время Манякина», – свидетельствует, что этот дорожный ремонт был организован не за час и не за два. Приведем небольшой отрывок беседы, в которой руководитель области пообещал приехать в Седельниковский район и посмотреть, как там идут дела, Иван Кириллович же на это ответил:
– Вы не сможете к нам приехать.
– Это почему?
– Потому что дорога от Екатериновки до нашего района разбита лесовозами.
– Какого же черта вы ее не делаете?!
– Эта дорога тарская. У нас от тарской границы до Кыштовского района Новосибирской области сто километров, да еще более ста пятидесяти километров межхозяйственных дорог. Вот за них я отвечаю. А за тарскую территорию пусть отвечает Булавко Федор Антонович, тамошний секретарь…
И вот пришла очередь отчета тарчан. Совместными усилиями мы дорогу сделали, а особо трудный ее участок водители так и прозвали – манякинской дорогой. Как только дорогу отремонтировали, пришло короткое бабье лето. Манякин облетел все северные районы и прилетел в Седельниково. Вместе с ним прибыли инспектор ЦК КПСС и шесть областных руководителей. Пока мы проводили совещание с представителями хозяйств, помощник первого секретаря обкома В.С. Новосельцев вызвал в Седельниково из Тары Ф.А. Булавко. Завершив совещание, областные руководители улетели самолетом, а Манякин вместе с инспектором ЦК КПСС и Ф.А. Булавко поехали в Тару. Позже Сергей Иосифович признался, что намеренно поехал проверить, правду ли ему доложили о ремонте дороги. Он ведь всегда требовал, чтобы принятые решения выполнялись четко. В этом он видел залог успеха.
Есть в этих воспоминаниях относительно точная дата события – 1970 год. Видимо, тогда и появилась гать, о которой нам рассказал Михаил Ильич, - та самая манякинская дорога.
Автор: Сергей Алферов