Трудовик и его сверхзадача

В одном из номеров «Тарского Прииртышья» мы проанонсировали новую рубрику под названием «Зеркало для героя», в которой обещали знакомить читателей с людьми, успешно овладевшими той или иной специальностью. Сегодня предлагаем вашему вниманию рассказ о Петре Мальцеве – учителе технологии Тарской гимназии №1. 

     Мужчин-преподавателей в школе всегда было немного. Один из них – учитель технологии или, как мы обычно выражаемся в обиходе, трудовик. Так случилось, что в нашем сознании прочно засел не самый его радужный образ: неопрятный мужчина, облаченный в помятый синий халат, с устоявшимся запахом перегара, периодически курящий на заднем дворе школьных мастерских. Про песни и анекдоты я даже упоминать не буду: все они на слуху. Однако, побеседовав с Петром Мальцевым, мы поняли, что это представление не соответствует действительности, по крайне мере, по отношению к нему. 


Кабинет психологической разгрузки

     В профессию он пришел 11 лет назад, узнав об открывшейся вакансии. Руководство школы долго убеждало его стать преподавателем математики, но он отказался, несмотря на то, что закончил матфак Тарского филиала ОмГПУ.

– За математику больно бьют, – шутит Петр Николаевич, – а технологию преподавать проще, хотя не менее ответственно, но это я уже потом понял. 

     Свою аудиторию герой нашего материала называет «Кабинет психологической разгрузки». Он старается выстроить уроки таким образом, чтобы дети на его занятиях отдохнули от интеллектуального напряжения, получили максимум удовольствия от физического труда и развили навыки, необходимые каждому мужчине.

– Как и у любого другого педагога, у меня существуют учебные планы, но, если ребенок увлечен какой-то поделкой, я разрешаю ему продолжать над ней работать во время уроков. Такую инициативу я только приветствую и по мере возможности помогаю реализовать задуманное, – говорит трудовик. 


Шутка юмора

     После этих слов он продемонстрировал работу изготовленного руками одного из его учеников, манипулятора (на снимке), в котором роль гидравлических цилиндров исполняли  медицинские шприцы.

– Мои ученики по-другому их не применяют, – проговорил трудовик и рассмеялся, добавив, что в работе и установлении контакта с детьми ему помогают занятия в школе КВН, которую он посещал в студенческие годы. – Признаюсь честно, порой мальчишки вытворяют такое, что у меня не хватает никаких нервов. И здесь на выручку приходит юмор. 

     Остроумный ответ на дерзкую реплику, после которой ее автор оказывается в неловкой ситуации, прибавляет педагогу авторитета, помогает разрядить ситуацию и настраивает учеников на рабочий лад. 


Только личным примером

     Говоря о жизни подростков, трудовик сетует на то, что их испортили всевозможные гаджеты. 

– Дети сейчас меньше предрасположены к физическому труду, чем, например, наше поколение, – говорит он. – И это не пустые слова. Вы посмотрите на руки пацанов. У многих из них пальцы, как у инопланетян или виртуозных музыкантов, тонкие и бледные, а рукопожатия влажные и вялые.

     Привить ребенку любовь к труду, по словам Петра Николаевича, возможно лишь собственным примером. 

– Необходимо с детства показывать, что делать что-то своими руками – это хорошо, что любой такой проект – это творческий процесс, требующий работы воображения, вычислений и расчетов, а умение их произвести, а потом воплотить в жизнь задуманное говорит о высоком и разностороннем развитии человека. А если родители также зависимы от своего телефона, как и дети, то положительного результата здесь ждать бессмысленно.

 

Трудовик XXI века

     По его словам, современный трудовик – это психологически устойчивый и разносторонне развитый человек, который может любые свои теоретические выкладки подкрепить реальным делом. 

– Главное в моей профессии – привлечь внимание ребенка и говорить  с ним на одном языке. Например, рассказывая о технике безопасности, я обязательно привожу примеры из реальной жизни, тогда дети быстрее усваивают информацию и относятся к теоретической части урока более внимательно. И ни в коем случае нельзя смотреть на учеников свысока, чтобы не выглядеть смешно. Ведь есть вопросы, в которых они разбираются лучше взрослых. 

     В разговоре Петр Николаевич честно признался, что не всегда получает моральное удовлетворение от своей деятельности. Ему хочется, чтобы все без исключения мальчишки выносили с его уроков те полезные навыки, которым он их обучает.

Учат в школе

     Что греха таить, наши дети порой не понимают, для чего они приобретают в школе те или иные знания. Нередко от них можно услышать: «Мне это в жизни не пригодится». Однако очень многое из того, что ими изучается, реально применяется в быту, просто они не задумываются над тем, откуда получили ту или иную информацию. 
     Казалось бы, с уроками технологии в этом смысле проще. Правильно забить гроздь, вкрутить шуруп или отпилить доску должен уметь каждый мальчишка, но на этот счет, как показывает практика, у большинства из них есть свое мнение. Современные дети зачастую относятся к урокам технологии несерьезно, аргументируя свою позицию тем, что в дальнейшей жизни им не придется работать руками.

– Я стараюсь убедить их, что не все станут обеспеченными людьми, у которых будет возможность за все заплатить, кому-то придется заниматься физическим трудом. Пытаюсь донести до них, что при правильном подходе работа, например, на стройке или на автостанции может стать не менее доходной, чем деятельность программиста или юриста. Порой мне это удается, порой – нет, но те дети, до которых я смог достучаться, занимаются с удовольствием и делают интересные вещи. 


Созидатели и потребители

     Так наш разговор затронул тему, которая давно волнует государственных мужей в высоких кабинетах: как сделать популярными рабочие профессии? Ведь ни для кого не секрет, что наши предприятия уже столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров, получающих образование в ПТУ.

- Популяризация таких профессий должна стать частью политики государства, – делится своим мнением учитель технологии. - Многие молодые люди живут во власти сложившихся в последние годы стереотипов, согласно которым люди, занимающиеся физическим трудом, не только получают низкую зарплату, но и в принципе относятся к людям второго сорта. 

     Можно по-разному относиться к советскому прошлому нашей страны, но тогда молодые люди, уже в школе получавшие, по крайней мере, одну рабочую профессию, воспитывались, как созидатели. А в настоящее время перед педагогами поставлена иная задача. Она, по словам бывшего министра образования Андрея Фурсенко, заключается в том, чтобы вырастить квалифицированных потребителей. А они способны лишь на то, чтобы выбрать «правильное пиво» и поставить подпись под кредитным договором.
     Беседуя с трудовиком гимназии №1, я понял, что если в наших школах будут такие педагоги, как Петр Николаевич, то дети изменят свое отношение к рабочим профессиям, а значит, и сверхзадача преподавателя технологии в широком смысле будет успешно решена.

 

Ольга Иванова, директор гимназии №1:

–  Петр Николаевич очень хозяйственный человек и способен выполнить любую работу, которую по каким-то причинам не могут сделать другие. Если нужно профессионально наклеить обои, выложить тротуарную плитку или закрепить баннер на фасаде здания – это к Петру Николаевичу. Ничто не ускользает от его пристального взгляда, и он сам всегда предлагает свою помощь в выполнении тех или иных работ. Петр Николаевич пользуется уважением всего коллектива, и его очень любят дети. На уроках технологии они увлеченно занимаются и с большим удовольствием записываются к нему для выполнения проектных заданий.  

     

 

     Фото Евгения Захарова


Автор: Андрей Казаков
30 ноября 2020
0    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей