Из Кольтюгино, от души

Сижу за компьютером, на улице – минус 35. Но мне тепло и от натопленной печи, и от новых шерстяных носочков. Поглядываю на новую берестяную шкатулочку, думаю, что в нее сложить. Носки и шкатулка - ручной работы, сделаны с душой и подарены от души…

Обычная жизнь

     Владимир Сергеевич и Людмила Евгеньевна Федоровы живут в деревне Кольтюгино. Ему за 80, она моложе, но все равно уже бабушка и по возрасту, и по статусу: у Федоровых 5 внуков, шесть правнуков, седьмого ждут. Всю жизнь работали, детей растили, хозяйство держали, огород… Словом, жили и живут как все люди того поколения. Но все же… не как все! 
     Людмила работала операционной медсестрой в Больших Уках, снимала квартиру. И вот к хозяевам приехал погостить сын Владимир. Гордость родителей, выпускник московского педагогического вуза! То­гда учителей в наших краях не хватало, омский пед­институт не мог быстро подготовить их в нужном количестве, и часть тех, кто успешно сдал вступительные экзамены, направляли на учебу в другие вузы страны. Владимира – в Москву. Но где бы ни учились сибирские студенты, работать они возвращались в Сибирь. Выпускник Федоров был направлен по распределению в Исилькульский район. Владимир и Людмила так друг другу понравились, что юная медсестра поехала «отрабатывать» в Исилькуль вместе с молодым учителем. В этом году Федоровы отметят 55-летие совместной жизни.
     Как-то приехали погостить к родителям Людмилы в Кольтюгино. Лес, озеро, рыбалка… Красота! И перебрались сюда. Владимира с распростертыми объятиями приняли в школу, спустя годы он стал ее директором. Людмила сначала работала в ФАПе, а потом ее пригласили в библиотеку, где она и трудилась больше 20 лет. «Мне кажется, если бы меня из Кольтюгино выдернули, я бы уже померла! - говорит Людмила Евгеньевна. – Живем тем же укладом, что и деды мои, и прадеды. И наши дети – и дочь, и сын – здесь живут».

Необычные люди

     Редкая женщина в те годы не умела вязать. Но редкая женщина, которой уже за 70, продолжает снабжать все семейство нос­ками и варежками. Дочь иногда скажет: «Мама, ну что ты вяжешь и вяжешь! Отдыхай!» А Людмила Евгеньевна в ответ: «Осенью все разберете, вот увидишь!» И точно – разбирают! Одна пара носков из тех запасов досталась мне: «Пол холодный, надевайте! Это подарок!» - безоговорочно заявила хозяйка и усадила за стол с домашним маслом и сыром, малиновым варень­ем и конфетами к чаю. 
     В доме Федоровых повсюду вещи, созданные руками хозяев. Это и пестрые круглве коврики, связанные крючком. И деревянные табуреточки с точеными ножками. На трюмо, на рабочем столике, на шкафу самодельные берестяные шкатулки. Мебель и шкатулки – творчество Владимира Сергеевича. Такой уж он человек: увидит, загорится – и не отступится, пока не научится. Освоил фотодело, стереослайды. Сам сделал несколько деревообрабатывающих станков. Мастерил электропрялки, используя для привода моторчики от магнитофонов. Изготовил инкубатор на 500 яиц и снабжал цыплятами всю деревню. Одно время увлекся малым авиастроением и даже летал на самодельном самолете. Хоть и не слишком высоко и далеко, но летал же!

Берестяные кружева

     Береста – увлечение, которое захватило Сергея Владимировича в последние годы. Говорит, что прежде каждое новое ремесло он осваивал по книгам и журналам, а теперь – по интернету: «Там много берестянщиков, я в основном на «Ютубе» смотрю».
     Материал заготавливает сам. «На мотоцикл – и в лес! Бывает, часами ходишь, пока найдешь подходящую березу, чтобы береста была без черных бородавок!» - рассказывает Владимир Сергеевич. Только в прошлом году обошлось без поездок: «Бересту надо запасать где-то с середины мая до середины июня. И как раз в это время сын привез дрова. Попались подходящие чурочки, я и снял с них бересту». А не вредит ли, спрашиваю, деревьям, что с них сдирают белый слой? Оказалось, что вовсе нет: «Главное - не повредить внутренний слой коры. Я много раз встречал в лесу березы, с которых сам же сдирал бересту в прошлые года. Стоят зеленые как ни в чем не бывало!» - успокоил мастер. 
     На одну шкатулку у Владимира Сергеевича уходит 4-5 дней. То ажурную канву пустит, то тиснение… Закончит одну и сразу же принимается за другую. Так что за год должно получаться шкатулок 70, не меньше. А ведь не один год продолжается увлечение. Где же эти сотни шкатулок? «Дарю! Семья-то теперь большая стала, почти целый взвод. Праздник какой или день рождения – я и дарю! Ну и гостям, конечно!» - и Владимир Сергеевич вручил по шкатулке мне и нашему фотографу Евгению Захарову. 
     Много ли вы встречали людей, кто мог бы вот так загораться идеей, кто за одну жизнь освоил бы столько ремесел, дожил до 80 и продолжал день за днем что-то мастерить, как Владимир Сергеевич? И согласитесь, не в каждом доме встретишь такой сердечный прием, какой оказали нам в доме Федоровых. Памятуя, что не место красит человека, а человек место, от души признаешь, что Кольтюгино – прекрасный уголок тарской земли.

 

     Фото Евгения Захарова


Автор: Алена Гришмановская
10 февраля 2021
1    0


Чтобы оставить свой комментарий нужно авторизироваться в одной из соц. сетей